Как отремонтировать перфоратор, если он перестал работать. Выясняем причины поломок инструмента
Строительная сфера ежедневно развивается и пополняется новыми инструментами. Уже на протяжении нескольких лет в топе электроинструментов оказываться перфоратор. По сути, это обычная дрель, которая оснащена ударным эффектом. Ежедневно каждый второй работник сталкивается с неисправностями.
Дефекты и неисправности перфоратора
Чтобы разобраться с дефектами и неисправностями электроинструментов данного типа, наша команда рассмотрела несколько популярных брендов и определила причины наиболее распространенных поломок:
- Повышенный износ рабочего элемента;
- Появление трещин на ручке и корпусе;
- У аккумуляторных моделей батареи недолговечны;
- Частые перегибы провода у электрических моделей;
- Неполадки ударного механизма и его взаимодействия с обычным;
- Недолговечность подшипников, патрона, деталей с зубьями, предохранительной муфты.
Почему нагревается перфоратор
Чаще всего причиной этому является продолжительность времени работы и большие нагрузки на инструмент. Двигатель взаимодействует с рабочими узлами, в результате чего может возникать перегрев. При его появлении – отключите инструмент, дайте ему время остыть – не менее получаса.
Если перфоратор долбит, но не сверлит
- Коническая пружина держит муфту, в случае ее ослабления может возникнуть проблема;
- Стопорный ролик перестал фиксировать большую шестерню вала;
- Перестает работать фиксатор инструмента в стволе.
В этом случае достаточно заменить или подтянуть проблемные запчасти, произвести запуск в щадящем режиме.
Запах из перфоратора
Сторонние запахи могут возникать в момент перегрева или повышенной нагрузки, на которую не рассчитана модель. Если же он новый или только из ремонта – скорее всего, детали попросту не притерлись, и потребуется время на этот процесс.
Перфоратор не работает
- Короткое замыкание, которое привело к сгоранию ротора или статора;
- Полный износ угольных электрощеток;
- Держатели щеток ослабли и не держат их;
- Выгорели ламели на коллекторе;
- Оборвалась обмотка на роторе или статоре;
- Поломка аккумулятора;
- Перегнут шнур подключения к сети.
Обмотку можно произвести в домашних условиях. Если вы беретесь заменять щетки, покупайте сразу две, независимо от того, испорчена одна или обе. При возникновении короткого замыкания замените сгоревшие детали на исправные. Если проблемы заключаются в проводе или аккумуляторе – купите новые и смонтируйте их на место старых.
Из перфоратора течет масло
Утечка – прямой показатель износа некоторых деталей внутри механизма. Раскрутите модель и сделайте диагностику, произведите замену смазки при необходимости.
Перфоратор пробуксовывает
Причина этому – ослабленная муфта. Достаточно подтянуть ее или же произвести замену.
Не работает реверс
Причиной является поломка кнопки переключения режимов. Разберите заднюю панель и, при необходимости, осуществите замену контактов.
Перфоратор не крутит под нагрузкой
Скорее всего, нагрузка не соответствует дозволенной норме, в результате чего возникает данный дефект.
Устройство перфоратора, схема сборки и список запчастей
Инструмент состоит из однофазного двигателя и ротора. За вращательные движения отвечает шестерня, расположенная на вале якоря. Между ними имеются подшипники, один из которых «пьяный», именно он передает движения на работающие детали.
Ремонт перфоратора бочкового
Данная процедура не отличается от ремонта обычного перфоратора. Стоит учесть, что двигатель и вал расположены вертикально.
Как починить перфоратор своими руками
Процедура ремонта в домашних условиях является оптимальным решением и обойдется дешевле, чем услуги сервисных центров. Ремонт инструмента стоит дорого и не факт, что попадется добросовестный мастер. Прежде чем задуматься, как сделать перфоратор, стоит обзавестись необходимыми инструментами, запастись теоретическими знаниями, как разобрать и собрать перфоратор. После окончания ремонта запустите в щадящем режиме.
Заключение
Независимо от приобретенной модели, принцип устранения неполадок практически идентичен и не требует особых навыков. Отремонтировать своими руками – более чем реально!
Ремонт перфоратора — быстро в домашних условиях своими руками. Разборка, замена щеток, поиск неисправности ударного механизма
Перфоратор является востребованным инструментом для различных целей. Практически ни один ремонт не обходится без перфоратора, который отлично бурит стены и помогает их ломать.
Как и любой другой инструмент, он требует к себе бережного отношения и правильной эксплуатации, так как неосторожное использование может привести к поломкам.
Если перфоратор всё же вышел из строя, следует разбираться в видах повреждений, чтобы выполнить ремонт самостоятельно.
Содержание
Устройство перфоратора
Устройство перфоратора очень схоже с дрелью, только он имеет ещё и ударную функцию. Эта функции необходима для бурения особо прочных стен, например, из кирпича или железобетона.
Перфораторы могут иметь различные режимы:
- Режим сверления;
- Сверление с ударом;
- Отбойный молоток;
Данный инструмент может работать от аккумулятора, электрической сети или на бензине. Независимо от конструкции, перфораторы имеют схожее строение.
- Сетевой шнур.
- Кнопка включения.
- Двигатель.
- Редуктор.
- Ударный механизм.
- Патрон.
Ударный механизм может быть представлен в двух видах – с качающимся подшипником и кривошипно-шатунный.
Механические повреждения
Повреждения этого типа можно определить, если прислушаться к работе инструмента. Если присутствует скрежет или посторонний шум, значит необходимо провести профилактический осмотр инструмента и выявить неисправность.
Иногда перфоратор может передавать повышенную вибрацию или распространять неприятный запах, который исходит из корпуса.
Частые неполадки перфораторов включают в себя следующие проблемы:
- Поломка переключения режимов
- Износ резиновых уплотнителей
- Проблемы с ударным механизмом
- Износ ствола
- Повреждение шестерёнок
- Поломка патрона
Механические повреждения чаще всего возникают во время неправильной эксплуатации инструмента, поэтому их легче предотвратить, чем устранить.
Электрические повреждения
Подобные проблемы очень легко выявить, как правило, перфоратор распространяет неприятный запах или возникает искрение. Также стоит серьёзно отнестись к возникновению дыма и быстрому нагреву инструмента.
Электрические неисправности могут быть следующими:
- Перфоратор не включается
- Сломалась кнопка запуска
- Засорился коллектор двигателя
- Повредились или износились щётки
- Плохой контакт в цепях
- Перегорела обмотка ротора или статора
Не имея необходимых навыков для подобной работы, лучше не рисковать и отнести инструмент к специалисту.
Процесс разборки
Чтобы определить причину повреждения, необходимо разобрать инструмент, делать это нужно правильно и последовательно.
- В первую очередь, необходимо разобрать патрон. Снимается наконечник из резины, после этого извлекается шайба, пружина и шарик.
- После этого выкручиваются шурупы, которые скрепляют корпус.
- Затем нужно достать щёткодержатель.
- Редуктор и корпус нужно отсоединить друг от друга.
- После этого извлекаются остальные детали.
В процессе разборки важно устранить накопившуюся пыль и грязь, так как они мешают работе инструмента.
Проведение диагностики
Необходимо провести диагностику инструмента, для этого используется такой прибор, как мультиметр.
- В первую очередь, нужно проверить сетевой шнур. Поочерёдно концы вилки соединяются с проводами мультиметра, при соединении контактов должен звучать звуковой сигнал;
- Нажимая на кнопку включения, нужно проверить её работоспособность;
- Осуществляется проверка контактов реверса;
- Щупы соединяются с щётками, таким образом, проверяется якорь;
- Контакты соединяются со статором, его также нужно прозвонить;
Если шнур и кнопка работают, а статор или щётки нет, нужно начать проверку обмотки и коллектора.
Устранение механических поломок
Если инструмент не выполняет свою функцию и не долбит, виной тому может быть несколько причин. Чаще всего это повреждение какой-либо из деталей, которые находятся внутри перфоратора.
Его необходимо разобрать и произвести осмотр. Также причиной подобной поломки могут быть следующие варианты:
- Повреждение прокладки, её необходимо заменить
- Внутри перфоратора попадает пыль, инструмент нужно тщательно почистить
- Если застыла смазка, её нужно сменить
- Сломались шестерни редуктора, производится их замена
- При поломке подшипников они также меняются
Подробная инструкция для ремонта перфораторов также включает в себя устранение лишних звуков в инструменте. Если перфоратор трещит или слышен скрежет, причиной могут быть такие проблемы:
- Смазка низкого качества. Её лучше заменить на хорошую смазку
- В подшипниках или шестернях появился дефект, их необходимо заменить
- Стерся переключатель режимов, он также должен быть заменён на новый
Если во время работы режимы переключаются сами собой, возможно, сломался фиксатор. Лучше всего произвести его замену.
Устранение электрических неполадок
Если двигатель инструмента не включается, причиной тому могут быть различные проблемы, связанные с напряжение электрической сети и поломки самого двигателя.
- В некоторых случаях, инструмент может не включаться из-за низкого напряжения в электрической сети. Чтобы проверить напряжение в розетке, используется мультиметр.
- Повреждение сетевого провода. Его необходимо внимательно осмотреть на целостность, не должно быть загибов, переломлений или оплавлений. Чтобы точно убедиться в повреждении провода, его также необходимо проверить мультиметром.
- Поломка кнопки запуска. Чаще всего производится её замена, но в некоторых случаях кнопку можно заменить. Для этого нужно прозвонить контакты кнопки, которые иногда достаточно просто почистить.
Самым сложной деталью перфоратора является двигатель. В данном узле можно выявить две стороны – статор и ротор. В каждой из этих частей располагаются детали, которые могут выйти из строя.
Чтобы не допускать повреждений, важно соблюдать правила эксплуатации инструмента и не пытаться чинить его самостоятельно без необходимых навыков.
Разборка и ремонт перфоратора своими руками
Перфоратор, как и любой электрический инструмент, требует к себе бережного отношения, правильной эксплуатации и проведения своевременной профилактики. Если пренебрегать этими нормами, то аппарат может выйти из строя, не выработав свой ресурс. Ремонт перфоратора при некоторых неисправностях можно произвести своими руками, а для устранения поломок, связанных с электрической частью двигателя, потребуется помощь специалиста.
Основные неисправности перфоратора и их внешние признаки
Все неисправности агрегата можно разделить на 2 группы: механические и электрические.
Механические поломки
Если в перфораторе появляется какая-либо механическая неисправность, то наличие ее можно определить на слух (повышается шум, появляется скрежет).
Также вы можете ощущать повышенную вибрацию или неприятный запах, исходящий из корпуса агрегата.
Итак, к механическим поломкам можно отнести следующие:
- поломка переключателя режимов работы устройства;
- изношенные резинки ударника и бойка;
- выход из строя ударного механизма;
- выход из строя ствола агрегата по причине износа;
- поломка зубьев шестеренок;
- поломка зажимного патрона, в результате чего вылетает бур.
Электрические неисправности
Неисправности, связанные с электрической частью перфоратора, также могут сопровождаться неприятным запахом из корпуса аппарата, искрением. Также вы можете заметить, что двигатель быстро греется и гудит, не вращаясь, или из него появляется дым.
К электрическим поломкам аппарата можно отнести такие, как:
- аппарат не включается;
- поломка пусковой кнопки;
- износ щеток;
- засорение коллектора;
- нарушение электрических контактов;
- перегорание обмотки статора или ротора электрического двигателя.
Алгоритм разборки перфоратора
Для устранения механических и электрических неисправностей (за исключением поломки электрической вилки) без разборки корпуса агрегата не обойтись. Наибольшей популярностью среди мастеров, как домашних, так и профессиональных, пользуются марки перфораторов Bosch, Makita, Интерскол, Энергомаш. Конструкция агрегатов разных производителей примерно одинакова, поэтому и способы разборки аппаратов будут похожими. Но не следует разбирать аппарат полностью, поскольку собрать его обратно будет сложно. На фото ниже показано, как выглядит полностью разобранный перфоратор.
Демонтаж патрона
Разборку агрегата для поиска неисправностей следует проводить аккуратно, с осмотром каждой снятой детали. Чтобы сборка не вызывала затруднений, процесс разборки лучше фотографировать. Если вы не обнаружили внешних дефектов на аппарате, то его разборку рекомендуется начать с патрона.
- Вначале снимите пыльник (1), сделанный из резины.
- Аккуратно, чтобы не потерять, с помощью отвертки снимите стопорное кольцо (2) и после этого – пыльник из пластика (3).
- На следующем этапе важно не потерять небольшой шарик, который находится под шайбой (4). Снимите шайбу (4), пластину (5) и пружину (6), а также шарик (7). Именно при износе данных деталей бур выпадает из патрона. В некоторых моделях патронов возможно наличие дополнительных шариков и шайб.
Разбираем корпус
Если требуется разборка корпуса агрегата, то сначала нужно снять переключатель режимов работы.
- Поставьте переключатель в позицию “Удар”. Обычно в этом месте на корпусе нарисован молоток. В случае, когда данного режима нет, поставьте переключатель в позицию “Удар + сверление”.
- Далее, следует нажать на кнопочку, расположенную на ручке переключателя, и провернуть его немного ниже значка с изображением молотка до характерного щелчка.
- После этого необходимо поддеть переключатель отверткой и, потянув его на себя, снять. В некоторых моделях агрегатов данный переключатель может быть прикручен шурупами к корпусу.
Разборка электрической части перфоратора
Чтобы добраться до электрической части аппарата, если возникли подозрения, что именно здесь может быть поломка, необходимо выполнить следующие действия.
- Открутите шурупы, удерживающие заднюю крышку, и снимите ее.
- Выкрутите крепеж, удерживающий сетевой кабель.
- Далее, следует вытащить из креплений провода и снять кнопку пуска.
- Снимите все прикрепленные к статору провода.
- Извлеките щетки, открутив крепежные болты.
- Разделите корпуса электрической и механической части аппарата, открутив соответствующие болты. Для разделения используйте “плоскую” отвертку.
- Извлеките ротор из редуктора. Если нужно заменить подшипники, воспользуйтесь специальным съемником.
- Снимите воздухозаборник, находящийся в корпусе электрической части перфоратора.
- Отсоедините от корпуса статор. Для того, чтобы он легче вышел из кожуха, рекомендуется тянуть статор с легким постукиванием по корпусу деревянным предметом.
Если требуется разобрать бочковой перфоратор, с вертикальным расположением электропривода, то сначала снимается ручка, а затем откручиваются болты, удерживающие двигатель.
Замена щеток электродвигателя
Главным признаком того, что пора менять щетки – это образование повышенного искрения в области коллектора электромотора, быстрый нагрев держателей щеток, а также запах гари. Когда щетки не изношены, то искру можно увидеть только под ними. В противном случае, искру видно по всему кругу коллектора.
Наличие искры по кругу коллектора при неизношенных щетках является признаком износа подшипников, нарушения изоляции ротора или статора, прогорания пластин коллектора, перегорания статора или ротора.
Еще одним признаком того, что сгорел статор, можно назвать наличие искр только под одним электродом. Если у вас есть тестер, то им можно проверить статор и ротор: замерьте поочередно сопротивление на роторе и статоре. Если оно одинаково на обеих обмотках, значит, со статором все в порядке. Если вы заметили у вашего перфоратора явные признаки проблем с ротором или статором, то придется нести аппарат в сервисный центр для ремонта. Что касается щеток, то их можно поменять самостоятельно.
Чтобы добраться к месту, где установлены щетки, потребуется разобрать корпус, в котором установлен двигатель, или просто снять заднюю крышку. Открыв крышку, вы увидите щетки, закрепленные в специальных держателях. На фото ниже показано, как выглядят данные детали.
Щетки, которые устанавливаются на двигателях перфораторов, бывают 3-х видов.
- Графитовые – отличаются долговечностью, но поскольку они очень твердые, то притирание их к коллектору происходит не идеально, что негативным образом сказывается на последнем.
- Угольные – легко притираются к коллектору, обеспечивая хороший контакт, но быстро изнашиваются.
- Угольно-графитовые –идеальный вариант, так как являются смесью 2-х компонентов, которые дополняют друг друга.
Очень важно не дожидаться, пока двигатель заискрит, а уже после этого менять щетки. Замена нужна уже после их износа на 1/3 от номинала (8 мм). Даже если одна щетка износилась меньше, чем другая, то все равно нужно менять обе.
Обращайте внимание на состояние пружины в новых щетках и крепление контакта. Если пружина слетит во время работы двигателя, то он получит значительные повреждения. Также, если пружина слабая, то хорошего контакта она не сможет обеспечить.
Обязательно перед тем, как поменять щетки, нужно хорошо прочистить ротор и статор от остатков графитовой или угольной пыли. Почистить данные детали можно с помощью технического или медицинского спирта.
Далее, следует закрепить электроды в держателях и притереть их к коллектору. Для этого положите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости на коллектор и вращательными движениями в разные стороны произведите притирку электрода. Притирка продолжается до тех пор, пока контактная площадь электрода слега не закруглится. Это обеспечит лучшее его прилегание к пластинам коллектора и, соответственно – лучший контакт.
Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт
Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.
Бочковые перфораторы
Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.
На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.
Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.
Еще одна распространенная проблема — сломался боёк. Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.
- Отсоедините ствол от корпуса перфоратора, снимите патрон (см. описание выше). Постучите стволом о стол, чтобы из него вывалился поршень. Возьмите резиновый молоток и выбейте ствол из корпуса.
- Снимите стопорное кольцо, удерживающее подшипник.
- Снимите сам подшипник и легким постукиванием по столу извлеките шарики.
- После извлечения 3-х шариков, можно вытянуть растровую втулку.
- Также, как и в предыдущем случае, извлеките шарики, находящиеся на втулке, только не перепутайте их с теми, что сняли раньше (эти шарики меньшего диаметра). После извлечения шариков, требуется вставить отвертку во втулку и вытолкнуть боёк.
В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый. Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене.
Перфораторы пистолетного типа
Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.
Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.
На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.
Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.
При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор, так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.
После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.
Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.
Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).
Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.
После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.
Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.
При сборке ударного механизма не забудьте обильно нанести смазку на все его части.
Прочие механические поломки и их устранение
Кроме поломок, связанных с ударным механизмом, в перфораторе могут возникать и другие механические поломки.
Переключатель режимов
Бывают случаи, когда выходит из строя переключатель режимов агрегата. В основном, это происходит из-за засорения пылью данного узла. Чтобы починить переключатель, потребуется отсоединить его от корпуса (как это сделать см. выше) и прочистить от загрязнений. Если вы обнаружите какие-либо поломки пластмассовых частей переключателя, то его придется заменить.
Шестерни с косым зубом
Причина того, что аппарат перестал нормально работать, а именно, перестал сверлить и долбить, может крыться в износившихся зубьях на валу ротора.
Если это произошло, то зубья будут изношены и на промежуточной косозубой шестерне.
Данная проблема возникает при заклинивании инструмента или неисправно работающей муфте сцепления. Поломка устраняется заменой промежуточной шестерни и ротора двигателя.
Бур не держится в патроне
Причиной того, что перфоратор не держит бур, кроется в поломке патрона и износе входящих в его состав деталей:
- произошла деформация шариков;
- износилось ограничительное кольцо;
- дала просадку фиксирующая пружина.
Потребуется разобрать патрон и заменить проблемные детали.
Бур застрял в перфораторе
Причины того, что бур застрял в патроне аппарата, могут быть следующие.
- Перед установкой оснастки, вы не нанесли на ее хвостовик смазку. Потребуется отодвинуть уплотняющую резинку патрона и впрыснуть в место посадки инструмента WD-40.
- Под шарики попала пыль. Выполните ту же операцию, что и в пункте выше.
- Если вы использовали в перфораторе обычное сверло, вставленное в переходник, то также обработайте его жидкостьюWD-40, подождите пару минут, и, слегка постукивая молотком по поверхности зажима, расшатывайте в разные стороны оснастку. Обычно после этих действий зажимные кулачки разжимаются и позволяют извлечь сверло.
- Хвостовик инструмента расклепался. Потребуется сначала залить жидкость WD-40 и попробовать вытащить бур. Если ничего не получается, то нужно разобрать патрон и выбить оснастку. Также можно воспользоваться советами, как достать застрявший в аппарате инструмент, из этого видео.
Как произвести ремонт перфоратора своими руками
Перфоратор — вещь нужная, упрощающая работу и даже иногда незаменимая для мастера. Но, как и все механизмы, она может поломаться. При поломке перфоратора есть два варианта развития событий: выбросить поломанный и купить новый или попробовать починить его. Первый вариант может подойти при условии, что перфоратор дешёвый и проще купить новый. Но если перфоратор брендовый, то купить замену может оказаться и не по карману. Выбросить всегда успеется, а попробовать починить перфоратор самому стоит. По большому счету, вы ничем не рискуете. Да и особых навыков для ремонта не потребуется. Но некоторые нюансы всё-таки надо знать.
Чем что-то ремонтировать нужно постараться уберечь механизм от поломки. Или хотя бы не усугубить поломку механизма. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты и немедленно остановить работу перфоратора:
- запах гари;
- появление неестественных дополнительных звуков;
- нестабильная работа или снижение работоспособности перфоратора.
Если возник хотя бы один из вышеперечисленных моментов, следует немедленно прекратить работу — ваш перфоратор требует ремонта. Но перед тем как приступать к устранению неисправностей перфоратора самому, надо разобраться с его внутренним устройством.
Устройство перфоратора
Для ремонта любого механизма нужно разобраться с его внутренним устройством. Итак, перфораторы могут быть двух типов:
- С установкой двигателя горизонтально.
- С вертикальным двигателем.
Во всём остальном все детали перфоратора в основном схожи.
Перфоратор состоит из двух частей: электрической и механической.
Электрическая часть перфоратора
Основным элементом перфоратора есть двигатель, который состоит из якоря и щёток.
- Устройство управления двигателя.
- Кнопка пуска и остановки.
- Элементы гасящие помехи (конденсатор, дроссели);
- Шнур электропитания.
В некоторых моделях выключатель совмещён с управляющим устройством.
Механическая часть перфоратора
- Редуктор. Крепится на валу мотора.
- Муфта сцепления.
- Ударно-поступательный механизм.
Вспомогательные механизмы
Некоторые модели могут быть оснащены дополнительными деталями:
- переключатель режимов;
- пылесос;
- предел глубины;
- другие.
Устранение неисправностей
Ремонт перфоратора своими руками имеет некоторые преимущества. Во-первых, ремонт в мастерской — удовольствие дорогостоящее, во-вторых, это может занять значительное время и, в-третьих, поломка может оказаться и не сложной, поэтому исправить её не составит труда и вскоре можно будет продолжить работу.
Прежде чем приступить к ремонту, агрегат надо разобрать. Для каждой модели есть свои нюансы разборки. Но в большинстве случаев, любая модель складывается из двух частей: передней и задней половинок, соединённые винтами. Прежде чем вывинтить их нужно снять патрон. В некоторых моделях патрон можно не снимать.
Возможные неисправности и способы их устранения
Неисправности могут быть также двух видов: связанные с электрической частью перфоратора и механические поломки.
Неисправности электрочасти
Очень хорошо если под руками есть тестер. Он упростит задачу поиска неисправности. Если такого нет, нужно поочерёдно пересмотреть все электрические части устройства.
Устройство не включается.
Это может быть из-за обрыва провода. Очень часто шнур обрывается возле самой ручки.
Заменить весь кабель или укоротить его часть в том месте, где произошёл обрыв. Если разрыв произошёл где-то посредине, зачистить его от изоляции, соединить части, аккуратно заизолировать шнур.
Плохой контакт элементов пускового механизма.
Такая поломка может произойти из-за окисления или перегорания контактов.
Почистить элементы или заменить на новые.
Поломка гасящего механизма.
От большой нагрузки части этого механизма просто сгорают.
Заменить горелые части. Если таковых нет, то можно подключить двигатель напрямую, но следует учесть, что при таком способе устранения неполадки, износ мотора увеличивается в несколько раз. Его лучше использовать только в крайних случаях.
Перегорание УУД. Тут без вариантов — нужно менять механизм.
Пробитая обмотка. Такую поломку самому вряд ли удастся исправить. Нужна перемотка.
Внутри видны искры.
Искры могут быть следствием того, что щётки неплотно прилегают к якорю. Такая неисправность возникает по двум причинам: износ щёток или в результате попадания влаги внутрь корпуса щётки отсырели.
Вставить новые щётки или подсушить их почистить мелкозернистой шкуркой.
Это также может свидетельствовать об окислении якоря вследствии попадания влаги.
Почистить якорь. Важно эту процедуру проделывать аккуратно, чтобы не повредить обмотку. Лучше всего для этого подойдёт ластик или ватный тампон, смоченный спиртом.
Из перфоратора пошёл дым.
Дым из устройства идёт из-за проблем со щётками. Важно время от времени и осматривать, потому что если они сотрутся и на рабочей поверхности появятся провода, это приводит к появлению дыма и царапанию якоря. Ещё одной причиной появления дыма может быть заедание мотора. Вследствие этого нагревается и дымит обмотка.
Визуально осмотреть все элементы. Если проблема в щётках — заменить, в случае заедания мотора — устранить неисправность (ниже в механических повреждениях есть описание).
Механические неисправности
С механическими повреждениями немного сложнее: перфоратор состоит из многих деталей, поэтому сразу установить причину поломки может и не получиться. Главное, внимательно визуально осмотреть все детали, а после выявления поломки аккуратно её устранить. Вот основные возможные повреждения, которые можно исправить своими руками.
Устройство включается, но не долбит.
- Переключатель. Большинство устройств оснащены переключателями режимов работы. Этот механизм и подвержен поломкам. Если перфоратор перестал долбить, скорее всего причина в выработанных пальцах переключателя. Во время работы они постоянно контактируют с вращающимися деталями и это приводит к износу.
- Сломался отросток фиксатора, удерживающий его в корпусе редуктора, что способствует самопроизвольному переключению режимов. Можно и не менять фиксатор, если вас не смущает эта проблема, перфоратор-то все равно будет работать.
Заменить переключатель. Но если подходящего переключателя нет, а работу нельзя остановить, то можно развернуть изношенную деталь на 180 градусов и можно продолжить работу.
Патрон. Эта часть механизма поддаётся наибольшей нагрузки, что может привести к его поломке. Если такое случилось с патроном, то его следует заменить. Единственное, что может продлить срок службы — это профилактический уход за ним: промывание от пыли бензином, чистка от грязи и т. д.
- Компрессорное кольцо и боек. Их поломка может произойти из-за больших нагрузок. При сильных нажатиях уменьшается ход бойка, что и приводит к неисправности. При поломке выход один — менять.
- Редуктор. При неисправности редуктора нужно его аккуратно разобрать и поочерёдно проверить все детали. Самым уязвимым местом редуктора есть подшипник. Первым делом проверяем его целостность. При необходимости его меняем. Если же он цел, причина может быть в посадочном месте. Оно может выработаться и плохо держать подшипник. В таком случае придётся менять сам корпус перфоратора. Могут прийти в негодность шестерни редуктора. Визуально их легко выявить, но починить не получится — придётся менять.
- Утечка масла. При утечке (следует отметить, что такое случается крайне редко) следует заменить сальник. Находится он в шейке корпуса.
- На работу может влиять и попадания грязи. Об этом свидетельствует треск или скрежет. Для избежания подобной проблемы, регулярно проводите чистку и смазывание внутренней части перфоратора. Важно использовать смазку только одного типа, такую же, какую использовали до этого.
Профилактические меры
Поломку лучше предупредить, поэтому лучше придерживаться следующих рекомендаций.
- Два раза в год менять смазку.
- Раз в полгода профилактический осмотр щёток.
- Каждый раз после работы тщательная чистка.
- Перед работой заднюю часть сверла или долота смазывать для уменьшения нагрузки на боёк.
Если перфоратор перестал нормально работать или случилась поломка, почитайте инструкцию и внимательно его осмотрите. Перед тем как приступить к ремонту своими руками, реально оцените свои возможности. Если уверены — попробуйте починить своими руками, в противном случае же, если сомневаетесь, то лучше обратитесь к специалисту. И помните, что уже чиненные механизмы не подлежат гарантийным обязательствам и их с неохотой берут сервисные центры на ремонт.
Самостоятельный ремонт перфоратора
Перфоратор представляет собой сложное устройство, состоящее из электрических и механических узлов. Постоянная эксплуатация данного агрегата может привести к возникновению различных поломок и неисправностей, особенно если не выполнять профилактику. Чтобы продлить срок службы инструмента, а также исключить непредвиденные поломки, следует периодически разбирать перфоратор и проводить диагностику. Если же случилось такое, что перфоратор отказывается функционировать, то не стоит спешить приобретать новый агрегат, даже если вашему инструменту уже десяток лет. Его можно сдать в ремонтную мастерскую, но при этом стоимость услуг будет достаточно велика. О том, как отремонтировать перфоратор самостоятельно поведает данная статья.
Основные неисправности перфоратора и их внешние признаки
Произвести ремонт перфоратора своими руками не составляет труда, особенно если имеются некоторые знания электротехники. Данный агрегат представляет собой прибор, в котором электрическая энергия превращается в механическую. Это означает, что поломки могут возникнуть как в электрической части, так и в механической. Устройство перфоратора напоминает конструкцию электродрели, только вместо примитивного редуктора из пары шестерней, в нем установлен целый редукторный механизм. Посредством данного механизма происходит превращение крутящего момента от вала электромотора в возвратно-поступательные движения.
Износ или поломка может возникнуть в любом узле перфоратора. Прежде чем приступать к проведению ремонтных действий, важно оценить вид и причину поломки. Это важное условие, с которого и следует начинать ремонтные мероприятия. Определить вид поломки зачастую не составляет труда, но иногда для этого необходимо разобрать корпус устройства.
Перфоратор имеет свои слабые места, в результате чего возникают поломки в большинстве случаев. Иногда поломки возникают по причине самого мастера, если прибор эксплуатируется неправильно, или же в ходе эксплуатации возникают непредвиденные ситуации. Следует выделить основные виды неисправностей в электрической и механической частях перфоратора. К частым видам неисправностей механической части относятся:
- Отсутствие функции вращения или бурения.
- Застревание насадки в патроне.
- Насадка не фиксируется в патроне.
- Возникновение посторонних шумов при функционировании агрегата.
К неисправностям электрической части относятся:
- Отсутствие признаков работы мотора.
- Усиленное искрение щеток.
- Возникновение запаха гари.
- Появление дыма при работе инструмента.
Приступая к проведению ремонта перфоратора, следует первоначально очистить его корпус от загрязнений. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли и грязи внутрь инструмента.
Электрические неисправности
Перед тем, как разобрать перфоратор, необходимо выяснить, с чем связана причина неисправности. Ведь если перфоратор отказывается работать, то причина может скрываться в банальном отсутствии напряжения в розетке. Именно так, поиск и устранение неисправностей следует начинать от меньшего к большему. Если инструмент не функционирует, и не подает никаких признаков жизни, то причина на 100% скрывается в электрической части. Рассмотрим основные виды неисправностей электрической части перфоратора, а также выясним особенности их устранения.
- Отсутствие сети и повреждение сетевого кабеля. Первоначально нужно убедиться, что в розетке имеется напряжение. Сделать это можно путем подключения любого другого бытового прибора. В ходе выполнения работ перфоратором мог быть случайно перебит сетевой провод. В результате нарушения контакта в проводе, инструмент функционировать не будет. Исправить ситуацию можно путем замены провода или восстановления его целостности. Для определения такой поломки следует воспользоваться тестером в режиме прозвонки.
- Неисправность кнопки пуска. Причиной неисправности может быть банальное окисление контактов в кнопке пуска. Для этого нужно снять заднюю крышку инструмента. Если видимых нарушений кнопки не обнаруживается, то проверить ее исправность можно мультиметром. Можно почистить контакты или выполнить замены кнопочного узла.
- Стирание щеток. Щеточный узел относится к категории сменных деталей, поэтому при значительном истирании щеток могут наблюдаться искры и запах гари. Длина щетки не должна быть менее 8 мм, поэтому их необходимо заменить. Для замены щеток коллектора необходимо удалить изношенные детали, после чего на их место установить новые. Замена щеток электродвигателя выполняется не часто, так как их конструкция изготавливается из графита. Чем чаще применяется инструмент, тем меньше периодичность замены щеток.
- Поломка регулятора оборотов. В таком случае следует выполнить замену всего узла. Но такой вид поломки встречается довольно редко.
- Неисправность мотора.Это самое страшное, что может случиться с электроинструментом. Починить сгоревший электродвигатель могут только в специализированных мастерских. Но не стоит делать поспешных выводов о неисправности мотора. Ведь причиной его не функционирования может быть нагар на коллекторе. Окислы и нагар следует удалить, после чего провести тестовый пуск. Если и в этом случае ничего не помогло, тогда нужно прозвонить якорь электродвигателя с помощью тестера. Межвитковое сопротивление должно иметь определенное значение. При обнаружении замыкания или если прибор будет показывать бесконечность, то якорь подлежит замене или ремонту в мастерской. Причина может заключаться и в неисправности статора, который тоже состоит из медных обмоток. Проверяется наличие обрыва или КЗ аналогичным образом при помощи мультиметра.
Обмотку статора можно перемотать в домашних условиях, если имеются представления о ее функционировании. Перемотка статора обойдется в разы дешевле, нежели покупка нового электромотора.
Важно знать! Разбирая электроинструмент, следует помнить, что он должен быть отключен от сети.
Механические поломки
Разборка перфоратора может потребоваться и при возникновении механических поломок. Прежде чем приступать к ремонтным действиям, требуется первоначально убедиться, что поломка кроется именно в механике перфоратора. Рассмотрим основные моменты механических неисправностей перфоратора, а также особенности их устранения:
- Неисправность редуктора. Отсутствие диагностических процедур в частых случаях приводит к тому, что из строя выходит любая деталь редукторного механизма. Нужно разобрать инструмент, после чего определить вид неисправности. В завершении ремонтных работ следует выполнить смазку редуктора, очистив его предварительно от прежней.
- Неисправность патрона. Если не зажимается насадка, то причину следует искать в патроне. При этом весь инструмент разбирать нет необходимости. Зачастую поломки в патроне возникают по причине засорения внутренности. Ремонт патрона перфоратора может быть выполнен, если все внутренние детали не повреждены.
- Неисправен переключатель режимов. Нужно разобрать и выявить, почему же не происходит переключение режимов между сверлением и отбойным молотком.
Это основные механические узлы, которые могут стать причиной неисправности инструмента. Кроме этого, имеются прочие виды механических поломок, в зависимости от причин.
- Отсутствие режима ударного молотка. Если бур вместе с патроном вращается, то причиной такой проблемы выступает плавающий подшипник. Для разрешения проблемы потребуется его заменить. Если же причина проблемы кроется не в плавающем подшипнике, то при перегрузке могло произойти раскалывание стального бойка. В такой ситуации требуется выполнить замену бойка. Еще причиной ослабевания ударов может быть износ поршневой группы. В таком случае нужно заменить сломавшуюся деталь.
- Не вращается патрон. Если при пуске устройства слышен гул электродвигателя, но при этом отсутствует вращение вала, то причиной может быть заклинивание редуктора. Держать включенным инструмент в таком режиме нельзя, так как сгорит мотор. Нужно разобрать инструмент и выявить причину заклинивания.
- Бур не держится в патроне. Нужно произвести ремонт патрона.
- Перфоратор не держит патрон. Иногда случается и такое, поэтому важно быть начеку. Если слетела насадка вместе с патроном, то причиной является износ крепления корпуса фиксатора. Исправить ситуацию можно путем установки нового стопорного кольца.
Особенности ремонта бочкового перфоратора
Бочковой перфоратор имеет вид бочки, что обусловлено вертикальным расположением двигателя под прямым углом к ударному механизму. Ремонт бочкового перфоратора практически аналогичен обычному инструменту. Разница лишь заключается в получении доступа к тем или иным агрегатам.
- Чтобы добраться до редуктора и поршня, понадобится снять пластиковую крышку в верхней части инструмента.
- Чтобы добраться до электродвигателя, потребуется снять нижний кожух или крышку.
- Замена щеток выполняется через специальные отверстия по бокам цилиндра.
Важно знать! Бочковые перфораторы не имеют функции сверления, так как они предназначаются исключительно для проведения сложных и тяжелых работ. Это в некотором роде облегает выполнение ремонтных работ, в частности, редуктора.
Несколько полезных советов
Чтобы избежать частых поломок инструмента, следует каждые 20-30 минут работы, сменять перерывами по 10 минут. Ведь перегревание двигателя является одной из частых причин поломок в электрической части.
В ходе проведения работ следует контролировать надежность фиксации насадок. При бурении больших отверстий, следует работу начинать с маленьких диаметров, чтобы облегчить нагрузку на инструмент. Сквозные отверстия лучше бурить постепенно, прибегая к применению коротких насадок, постепенно сменяя их длинными.
В завершении стоит отметить, что избежать поломок инструмента не удастся, даже если выполнять регулярную диагностику. Но в таком случае, вы точно сможете быть уверенными в том, что ваш инструмент вас не подведет.
Ремонт перфоратора своими руками
Для сверления отверстий в различных материалах, ломки стен, бурения горных пород и дорог предназначен перфоратор. Инструмент используется при больших нагрузках и со временем у него возникают неисправности. Можно заменить вышедший из строя перфоратор на недорогую китайскую модель. Но если у вас брендовый инструмент, то его жалко выкидывать. Чтобы не отдавать за устранение неисправностей половину стоимости перфоратора, можно это сделать самостоятельно. Ни один ремонт не обходится без изучения устройства инструмента и порядка его разборки.
Виды перфораторов
Перфораторы имеют несколько классификаций. Это обусловлено различными сферами применения инструмента.
Количество режимов может быть от одного до трёх:
сверление. Перфоратор работает в режиме дрели;
сверление с ударом. Можно делать отверстия в кирпиче и бетоне;
отбойный молоток, то есть удар без сверления.
Типы приводов перфоратора:
электрический. Подключение к сети или работа от аккумулятора;
Перфоратор с аккумулятором
пневматический. Такие перфораторы применяются там, где наличие электричества опасно возникновением пожара или взрыва. И в условиях большого количества воды, где может произойти короткое замыкание, например, при устранении аварии;
бензиновый. Инструмент используется в ремонте и строительстве дорог, горнодобывающей промышленности. В основном, в качестве отбойного молотка.
Классификация по массе:
лёгкие. 2–4 кг. Мощность 400–700 Вт. Используются в быту;
средние. Около 5 кг. Мощность 700–1200 Вт. Профессиональные;
Типы патронов, используемых в перфораторах:
SDS+ устанавливается на лёгкие и средние перфораторы для работы бурами до 20 мм;
SDS max используется для буров более 20 мм, поэтому устанавливаются на тяжёлые перфораторы, имеющие большую мощность.
Классификация по расположению двигателя:
простой или с горизонтальным расположением двигателя. Такие перфораторы имеют меньший вес и размеры;
бочковой или с вертикальным расположением двигателя. Более мощные перфораторы.
Устройство перфоратора
Независимо от функций и конструкций перфораторы имеют аналогичные основные элементы.
Устройство простого перфоратора с сетевым приводом
Устройство простого перфоратора
У бочкового перфоратора те же основные узлы.
Устройство бочкового перфоратора с сетевым приводом
У бочкового перфораторатакие же основные узлы
Ударный механизм перфоратора может быть выполнен в двух вариантах:
-
ударный механизм с качающимся подшипником;
Механизм с качающимся подшипником
Механизм с кривошипно-шатунным механизмом
Качающийся подшипник ещё называют пьяным. Такой механизм используется в лёгких и средних перфораторах.
Ударный механизм с пьяным подшипником
Кривошипно-шатунный механизм используется в тяжёлых перфораторах.
Кривошипно-шатунный ударный механизм перфоратора
Как разобрать перфоратор
Разбирайте перфоратор последовательно. Внимательно осматривайте все детали. Даже если вы ищите проблему в одном узле, можете найти повреждённые детали в других узлах. При разборе инструмента следует чистить корпус от пыли и грязной смазки.
Как разобрать патрон и вытащить застрявшую оснастку
Начинайте с разбора патрона, чтобы он не мешал снятию корпуса редуктора.
-
Снимите резиновый пыльник 1, стопорное кольцо 2 и пластиковый пыльник 3.
Шарикв пазу втулки
Если из патрона не вытаскивается бур или другая оснастка, есть два варианта решения этой проблемы:
- зажмите оснастку в тиски. Слегка пошатывая перфоратор, тяните его на себя;
- зажмите перфоратор в тиски через резиновые прокладки, чтобы не повредить пластиковый корпус. Конец оснастки зажмите газовым ключом. Постукивайте молотком по ключу в направлении оси оснастки.
Второй вариант используется в крайнем случае. Если после нескольких ударов бур или зубило не удалось вытащить, прекратите. Можете повредить перфоратор. Разберите патрон и редуктор. Выколоткой попробуйте выбить оснастку. После такой процедуры, скорее всего, потребуется замена растровой втулки. Чтобы в дальнейшем не было такой проблемы, смазывайте конец оснастки.
Как вытащить застрявший бур из патрона перфоратора
Как снять переключатель режимов
В одних моделях перфораторов переключатель снимается поворотом в крайнее правое положение, в других — в крайнее левое. Рассмотрим крайнее правое положение.
-
Переключатель режимов поставьте на удар. Если режима удара нет, в удар со сверлением.
Переключатель в режиме удара
Подденьте переключатель отвёрткой
Разбор электрической части перфоратора
- Открутите и снимите заднюю крышку.
- Открутите болты крепления сетевого шнура.
- Извлеките кнопку и провода из своих пазов.
Разбор механической части перфоратора
- Снимите пластиковый корпус редуктора. Вы увидите алюминиевый корпус со вставленным в него пьяным подшипником, промежуточным валом, растровой втулкой.
Растровая втулка и пьяный подшипник
Снятие косозубой шестестерни
Снятие прямозубой шестерни
Растровая втулка, снятая с гильзы
Гильза с бойком
Как собрать перфоратор
Сборка осуществляется блоками. Сначала соберите мелкие запчасти в блоки, а потом соедините их.
- В алюминиевый корпус редуктора вставьте подшипник с промвалом и гильзу.
- На корпус наденьте резинку. Она препятствует вытеканию смазки.
- Растровую втулку соедините с гильзой.
- Обильно смажьте снаружи пьяный подшипник и шестерёнки.
Редуктор после чистки и смазки
Отверстие, в которое вставить отвёртку
Надеваем заднюю крышку
Установка переключателя режимов
Как собрать перфоратор
Диагностика перфоратора
Возьмите мультиметр, поставьте его в режим прозвонки и начните проверку с сетевого шнура.
- Соедините один щуп с концом вилки, другой с контактами на другом конце провода. При соединении с одним из контактов должен быть звуковой сигнал. Проделайте аналогичные действия с другим концом вилки.
- Проверьте кнопку включения на контактах с сетевым шнуром и со статором. Нажимайте курок кнопки.
- Проверьте контакты реверса.
- Соедините щупы со щётками для проверки контакта через якорь.
- Соедините щупы с проводами статора и прозвоните их.
- Если у статора или щёток контакты не прозваниваются, а кнопки и сетевой шнур рабочие, переходите к диагностике коллектора и обмоток двигателя.
Диагностика проводов и кнопок перфоратора мультиметром
У якоря сначала осмотрите коллектор и обмотку. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.
Проведите диагностику мультиметром:
поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет;
Проверка целостности обмотки якоря
определение пробоя на массу. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое;
то же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по пластинам.
Определения замыкания обмотки с корпусом ротора
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.
Проверка работоспособности статора мультиметром:
поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль — короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление;
проверьте отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.
Неисправности и их причины
Частые неисправности перфоратора:
- не включается. Проверить электрическую цепь;
- перфоратор не бьёт. Поломка в ударном механизме;
- инструмент не крутит, не сверлит. Причины: подшипники якоря, шестерня якоря, редуктор;
- бур вылетает, не держится. Неисправность патрона или растровой втулки;
- искрение в корпусе электрики. Причины: нарушение изоляции обмотки якоря, износ щёток, коллектора, засорение щёткодержателей;
- искрение в области кнопки включения. Неисправность контактов кнопки или проводов;
- перфоратор греется. Причина в износившихся щётках, коротком замыкании витков обмоток, плохой смазке редуктора;
- перфоратор не держит патрон. Сломалось стопорное кольцо или фиксирующая шайба.
Ремонт своими руками
При разборе узла внимательно осматривайте детали на наличие трещин и сколов.
Замена кнопки включения
Перед заменой пометьте проводки и контакты кнопки, чтобы не перепутать порядок подключения.
- Чтобы заменить кнопку, достаточно открутить винтики контактов. Но могут встретиться кнопки без винтиков. Здесь рядом с контактами есть отверстия, в которые вставляется игла или тонкое шило. Ткните в отверстие, надавите и вытяните проводок. Не дёргайте за провод, вы можете повредить кнопку.
- Провода необходимо зачистить и залудить.
- Возьмите старую кнопку и купите аналогичную.
- На новой кнопке вставьте шило в отверстие, слегка надавите и вставьте провод. Он автоматически зажмётся контактами.
Замена кнопки с помощью шила
Замена щёток
Щётки необходимо периодически проверять. При износе одной на 40% менять обе. Также, чистить щёткодержатели.
-
Для извлечения щёток снимите заднюю часть корпуса. Отогните пружинки, которые прижимают щётки.
Отогните пружинки, прижимающие щётки
Замена и подключение статора
- Извлеките статор из корпуса электрики. На его место поставьте новый.
- Вкрутите крепёжные болты.
- Установите воздухозаборник.
- Приступайте к подключению обмоток. Два конца разных обмоток соедините друг с другом и подключите к ближайшей щётке. Два других соединённых конца подключите к кнопке пуска. Провод от второй щётки тоже подключите к кнопке.
Замена подшипников
В перфораторе несколько подшипников. Для их демонтажа потребуется съёмник. В некоторых случаях необходимо снять стопорное кольцо. Если нет съёмника, подвешивают вал с подшипником и деревяшкой выбивают его. Сажают подшипник с помощью наставки из полипропиленовой трубки постукиванием по ней молотком.
Замена патрона
Патроны в перфораторах меняются очень просто. Снимаете резиновый пыльник, стопорное кольцо, пластиковый пыльник, шайбу, прижимающую шарики, фиксирующие пластины, пружину. В разных моделях количество колец и пластин отличается. На их место ставите новый комплект.
Ремонт пьяного подшипника
Подготовьте плоскую отвёртку, чистую ветошь и смазку для редуктора, рекомендованную в инструкции.
- Подшипник держится за счёт скобы. Отсоедините её плоской отвёрткой.
- Извлеките пьяный подшипник из алюминиевого корпуса редуктора.
- Выньте игольчатый подшипник.
- Извлеките шестерёнку и пружину.
- Снимите с пружины пластиковую центровку.
- Замените негодные запчасти.
- Возьмите алюминиевый корпус редуктора и тщательно его очистьте сухой ветошью. Все запчасти тоже очистьте.
- Смажьте подшипник изнутри. Вставьте в него игольчатый подшипник и тоже смажьте.
- Вставьте шестерёнку, смажьте изнутри и вставьте в неё пружину. Наденьте центровку.
- Промежуточный вал смажьте и поставьте на него скобу переключения. Установите вал в пьяный подшипник.
Пьяный подшипник с промвалом в сборе
Пьяный подшипник с втулкой от гильзы
Ремонт растровой втулки и ударного болта
Чтобы разобрать растровую втулку, нужно сжать пружину, снять стопорное кольцо и шестерню.
Растровая втулка в сборе и без шестерни
Растровая втулка в сборе и без шестерни
Ударный болт ремонтируется путём замены деталей или меняется полностью, если развалился на части.
-
В растровой втулке с двух сторон есть отверстия, в которых отчётливо видно стопорное кольцо. Маленькой плоской отвёрткой подденьте и сдвиньте кольцо с обеих сторон.
Дефект ударного механизма
Замена гильзы
Гильза изнашивается реже растровой втулки, но при частом перегреве инструмента она тоже выходит из строя. Из алюминиевого корпуса редуктора извлеките растровую втулку и гильзу. На её место поставьте новую.
Изношенная и новая гильза с бойком
Изношенная и новая гильза с бойком
Особенности ремонта бочкового перфоратора
Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.
Замена щёток
Снимите нижнюю крышку корпуса и увидите заглушки, которые надо открутить.
Ремонт перфоратора
Электрический перфоратор – это, пожалуй, самое популярное устройство, которое применяю на стройке, ремонте и пр.
Этот инструмент эксплуатируется в довольно жестких условиях – вибрация, повышенная запыленность, скачки напряжения и другие. Все это, рано или поздно приводит к тому, что инструмент выйдет из строя и потребует ремонта.
Электрический перфоратор – это сложное инженерное изделие, которое состоит из узлов, обеспечивающих движение патрона, с установленным в нем буром. По сути, перфоратор – это устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую.
Основные неисправности перфоратора и их внешние признаки
В зависимости от условий эксплуатации в этом устройстве могут возникать неполадки, как в механической, так и в электрической части.
Схема перфоратора довольно близка к электрической дрели. Одно из отличий заключается в том, что вместообыкновенной зубчатой пары, передающей крутящий момент на инструмент, в перфораторе смонтирован полноценный редуктор. Он предназначен для преобразования крутящего момента, создаваемого на электрического двигателя в возвратно-поступательное движение патрона.
Неполадки, требующие ремонта, могут возникнуть, практически в любом узле устройства. Но перед тем, как начинать ремонт требуется диагностировать поломку и выявить причины, приведшие к ее появлению.
Следует отметить, что выявление поломки не составляет особого труда, но иногда для этого приходится разбирать корпус перфоратора.
Как и любое техническое устройство, электрический перфоратор обладает некоторыми слабыми местами в конструкции. Именно они и являются причиной возникновения поломок, требующие ремонта. Нередки случаи, когда перфоратор выходит из строя по вине, рабочего, который его эксплуатирует на запредельных режимах и с нарушением правил эксплуатации.
Необходимо понимать, что основные неисправности возникают в электрической или механической части. В механической части чаще всего случаются следующие неполадки:
- устройство не выполняет свои основные функции – сверление и бурение;
- заедание бура в патроне;
- насадка не устанавливается в патроне;
- посторонние шумы при работе устройства.
В электрике чаще всего проявляются следующие дефекты:
- не работает двигатель;
- излишнее искрение щеток;
- появление гари или запаха горелой изоляции.
Начало ремонта начинают с очистки корпуса устройства. Это необходимо, как минимум для того, чтобы грязь не попала в разобранный перфоратор.
Механические поломки
При ремонте электрического перфоратора часто возникает потребность в его разборе. Но перед тем, как его начать, надо лишний раз убедиться в том, что неполадки возникли именно в механической части устройства. Разберем подробно, какие неполадки встречаются и как их можно устранить
Неисправности в редукторе
Несвоевременное обслуживание, некачественно выполненный ремонт, эксплуатация перфоратора в запредельных режимах может привести к тому, что из строя может выйти любая деталь, входящая в состав этого механизма. Для выявления дефектов редуктора необходимо выполнить его разборку, промыть детали и после этого выполнить тщательный их осмотр.
Выявленные поврежденные детали необходимо заменить на новые. Затем выполнить сборку редуктора, разумеется, в него требуется уложить смазку. Кстати, марка смазки, должна быть указана в руководстве по эксплуатации.
Неисправность патрона
Если насадка не входит в рабочее положение, то скорее всего причина кроется в патроне. Для устранения этого дефекта нет нужды в разборке инструмента. Как правило, помехи для установки насадки заключаются в том, что внутрь патрона попал какой-либо мусор.
Неисправен переключатель режимов
Для выявления неисправностей в устройстве переключения режимов перфоратор все же придется разбирать. В принципе, дефект можно выявить путем тщательного осмотра механизма переключения.
Ремонт переключателя режимов
В принципе, перечислены основные узлы, в которых чаще всего возникают поломки и требуют ремонта. Между тем существует еще несколько видов дефектов, которые могут возникать по разным причинам. Например, отсутствует режим ударного молотка. То есть, бур вместе с патроном вращается, но ударного действия на рабочую поверхность не оказывает. Чаще всего причиной, в таком случае, выступает плавающий подшипник. Другой причиной этой неисправности может стать повреждение стального бойка. В обоих случаях требуется замена дефектной детали.
Нередки случаи, когда при включении инструмента, двигатель работает, но патрон не вращается. Это происходит чаще всего потому, что заклинило редуктор. Кстати, долго держать перфоратор во включенном состоянии, при неработающем патроне недопустимо, может сгореть обмотка двигателя. Перфоратор придется разбирать и устранять дефекты в редукторе. Они могут быть вызваны или повреждением шестерен, или попаданием в него мусора.
Еще один дефект заключается в том, что патрон не может зафиксировать бур. Такая проблема может возникнуть у инструмента, который уже длительное время эксплуатируется. Причина этой неполадки кроется в износе крепления корпуса фиксатора.
Электрические неисправности
Серьезные проблемы могут вызвать и неисправности, связанные с электротехнической частью перфоратора. Кстати, отказ в работе может быть вызвать тривиальным отсутствием напряжения в розетке.
Кстати, поиск неисправностей надо начинать с меньшего. То есть, надо проверить наличие питания в электрической сети, целостность провода и розетки.
По большому счету, если инструмент не подает ни каких признаков жизни, вероятность того, что из строя вышла именно электротехническая часть инструмента. К основным дефектам электрики можно отнести следующие:
Отсутствие напряжения в питающей сети, обрыв кабеля
Для проверки можно подключить любой электрический прибор. Если напряжение в сети присутствует, то необходимо проверить целостность кабеля.
Для выявления этого дефекта его осматривают, затем, с использованием тестера, прозвонить его. Для устранения разрыва кабеля можно его или спаять, или сделать скрутку. Но лучше всего его заменить.
Неисправность кнопки пуска
Причиной этого дефекта может быть элементарное окисление контактов в кнопке. Для проверки этого предположения необходимо демонтировать заднюю крышку кожуха. При отсутствии видимых следов окисления целесообразно использовать тестер. Для исправления этой неисправности можно зачистить контакты, но лучше кнопку включения заменить.
Стирание щеток
При длительном и интенсивном использовании перфоратора происходит износ щеток, через которые поступает электрический ток на двигатель. При большом износе, они начинают искрить и появляется запах гари. Щетка должна иметь длину не менее 8 мм.
По достижении этого и меньшего размера их заменяют. Процедура замены довольно проста и с ней справиться любой человек, даже не знакомый с основами электротехники.
Поломка регулятора оборотов
При выявлении этой неполадки целесообразно заменить узел целиком. Но, справедливости ради, надо отметить, что этот дефект встречается не часто.
Неисправность мотора
Наверное, это самый страшный дефект, который может произойти с электрическим инструментом. Пользователь должен понимать, что самостоятельный ремонт двигателя лучше не проводить. Для этого существуют специализированные мастерские, оснащенные всем необходимым ремонтным и диагностическим оборудованием.
При работе двигателя на коллекторе образуется определенный слой нагара. Его можно удалить самостоятельно и после этого попробовать его включить. Если эта операция не помогает, то необходимо прозвонить якорь и статор. Существуют определенные требования к сопротивлению в обмотках.
Ремонт этих узлов допустимо выполнять только в условиях электротехнической мастерской. Допустимо выполнять эту работу и дома, но только при наличии специального оборудования и определённых знаний в части работы электродвигателя. Эта операция, выполненная в домашних условиях существенно удешевит ремонт перфоратора в целом.
Важно! Ремонт устройства выполняют при инструменте отключенном из электрической сети.
Необходимые инструменты и материалы
Для ремонта и восстановления работоспособности инструмента потребуются некоторые ключи, как обычные рожковые, так и шестигранники, отвертки с разными шлицами. Для изъятия подшипников будет востребован съемник.
Разборка и сборка перфоратора должна производиться с использованием кинематической и электрической схем перфоратора.
Быстрый поиск поломки
Для диагностики неисправного перфоратора чаще всего нет необходимости в использовании специального оборудования и инструментов, за исключением, может быть тестера и устройства для перемотки двигателя.
Установить причину поломки можно с помощью обыкновенного осмотра.
Да и для выявления неполадок в механизме инструмента желательно знать и понимать его устройство и принцип работы.
Правила работы или как оградить устройство от поломок
Для обеспечения длительной и эффективной работы электрического перфоратора достаточно соблюдать несколько простых правил. В частности:
- При работе нецелесообразно сильно давить на инструмент, в этом, как минимум нет необходимости и более того, при излишнем давлении инструмент быстрее выходит из строя.
- Недопустима работа электроперфоратора в холостом режиме.
- Во время работы с пористыми материалами имеет смысл отключать ударный механизм. При работе с особо твердыми материалами целесообразно использовать смазку.
- При работе, особенно длительной, необходимо отслеживать нагрев корпуса, особенно в том месте, где установлен редуктор. При заметном нагреве необходимо остановить выполнение работ и ждать пока он остынет. Воду для охлаждения использовать нельзя, ее применение может повредить детали редуктора.
- Работа с инструментом должна проводится в следующем режиме – как минимум 10 минут перерыва после получасовой работы.
Ремонт своими руками
Ремонт перфоратора своими руками можно выполнить только частично. Но, например, такой узел как электродвигатель все же лучше выполнять в специальной мастерской.
Лучше всего ремонт производить в гарантийной мастерской той компании, в которой он был приобретён.
Для смазки узлов перфоратора необходимо использовать только те материалы, которые рекомендованы производителем.
Ремонт бочкового перфоратора
Бочковой перфоратор отличается от традиционного тем, что электродвигатель расположен вертикально и он не может работать в режиме сверления.
Бочковой перфоратор SDS-plus Intertool DT-0182
Поэтому, в силу особенностей конструкции, для того, что бы добраться до определенных узлов придется выполнить дополнительные операции, в частности для осмотра электродвигателя необходимо снять нижнюю часть кожуха или крышку. А для замены щеток, в корпусе предусмотрены специальные технологические отверстия.
Замена кнопки включения
Для замены этой кнопки придется разобрать корпус, отсоединить ее и на штатное место установить новую.
Замена щеток
Для замены щеток необходимо обеспечить доступ к щеточному узлу. Для замены необходимо освободить щетки из замка, на их место установить новые.
Замена подшипников
Если при работе перфоратора слышны посторонние звуки, то высока вероятность того, что подшипник дошел до определенной степени износа. То есть его необходимо заменить.
Для этого, необходимо выполнить полную или частичную разборку корпуса и получить доступ к узлу, в котором он установлен. Для его демонтажа может потребовать съемник. Кстати, некоторые подшипники могут быть закреплены при помощи стопорных колец.
Замена патрона
Для замены, выработавшего свой ресурс патрона в первую очередь необходимо учитывать какая фирма выпустила это изделие. Все дело в том, что схемы закрепления патронов у разных производителей имеют свои особенности.
Замена патрона на перфораторе
Например, для демонтажа патрона в перфораторе от Bosch необходимо проделать следующие манипуляции – ослабить стопорное кольцо, вытащить патрон и на его место установить новый.
Ремонт пьяного подшипника
В некоторых моделях этого инструмента ударное воздействие оказывается при помощи пьяного подшипника. При интенсивной эксплуатации он может подвергнуться разрушению.
Для его ремонта потребуется отвертка с плоским шлицем. Подшипник после разбора корпуса его необходимо извлечь из корпуса, разобрать, заменить изношенные детали и установить его на место.
Ремонт растровой втулки и ударного болта
Для ремонта ударного механизма перфоратора необходимо извлечь растровую втулку, для этого необходимо освободить пружину и стопорное кольцо. После этого ударный болт заменяют на новый, или отправляют на восстановление.
Замена гильзы
Гильза выходит из строя достаточно редко. Для ее замены, старую необходимо удалить из алюминиевого корпуса и вместо нее установить новую.