Отопление в гараже

Отопление гаража

Всё лето занимался приведением в порядок гаража. Что сделано, возможно, напишу позже. А пока расскажу только про отопление.
Когда обдумывал, какое же отопление сделать в гараже, вариант со всякими печами (на дровах, отработке, угле и прочее) отмёл сразу, ибо не люблю грязь и запах дыма в гараже. Тем более, только что всё побелил и покрасил. Поэтому решил прорабатывать вариант с водяным электрическим отоплением. Раньше, когда надо было поработать в гараже зимой, пользовался ветродуйкой 3кВт (её видно на одном из фото). Теперь же решил сделать водяное отопление, чтобы оно работало постоянно, и чтобы не надо было следить за его работой. Кроме этого хотелось сделать эстетично (насколько это возможно с моими возможностями).
Итак, после того, как окончательно определился с конструктивом, была куплена прямоугольная труба сечением 60Х80 с толщиной стенки 2мм в количестве 6м. Из нее был изготовлен регистр по размерам задней стены гаража.

Небольшое лирическое отступление о том, почему была выбрана именно задняя стена гаража. Тому есть пара причин. Во-первых, гараж несколько узковат. Когда машина в гараже, нельзя даже двери автомобиля открыть полностью, я уж не говорю о том, чтобы что-то ставить у боковых стен. Поэтому устанавливать на них батареи (трубы, радиаторы и т.д.) вообще не вариант. Во-вторых, хотелось немного облегчить ситуацию с задней стеной. Задняя стена выходит на улицу, поэтому зимой немного промерзает. От этого на ней бурным цветом растет грибок, который ничем не могу вывести. Летом пробовал её отштукатурить и покрасить, но всё слезло. Поэтому и выглядит она на фото так, мягко скажем, непрезентабельно. В-общем, это моя “головная боль”, которая портит жизнь. Чтобы она меньше промерзала, на нее и решил установить регистр.
Идём далее. Труба прямоугольного сечения была выбрана по причине большей, по сравнению с круглой, площади греющей поверхности. Труба поставлена большим размером вертикально для того, чтобы минимально закрывать лаз в погреб.
К регистру приварены ножки и упоры, которые крепятся анкерными болтами (ножки к полу, упоры к стене). Сделано это для того, чтобы регистр не нагружал стену, но при этом был на ней закреплен намертво.
ТЭН стандартный, аристоновский, 1400Вт, с терморегулятором. Нижнюю трубу укоротил так, чтобы его можно было вынуть, не демонтируя сам регистр со стены. ТЭН подключил подходящим отрезком гибкого резинового кабеля 3х2,5 к автомату, установленному в щитке, который предусмотрительно был установлен ранее.

Никогда ранее не имел дела с этиленгликолем, но знаю, что он имеет приличное тепловое расширение. Поэтому в верхнюю трубу был вварен штуцер, установлен кран и через резиновый шланг подходящего сечения подключен расширительный бачок от “копейки”. Сейчас я думаю, что кран здесь не очень-то и нужен, но не снимать же его. Горловина расширительного бачка закрыта крышкой, чтобы минимизировать испарения теплоносителя (тут кто-то сказал, что он ядовит). В качестве её использовал крышку от жестяной канистры из-под масла. Встала, как будто тут всегда и была.

Для слива теплоносителя имеется сливной кран

Заправка теплоносителем. Первоначальные испытания были проведены на воде. После того, как все течи были найдены и устранены (опрессовывал автомобильным компрессором давлением 4атм), регистр был очищен от ржавчины и покрашен обычной черной краской ПФ-115. После этого мне даже самому понравилось, как он стал выглядеть. Установив его на своё место, озадачился приобретением теплоносителя. После сканирования того, что есть в магазинах, купил обычный красный автомобильный антифриз с температурой замерзания -40град. По моим предварительным расчетам нужно было 27-28литров. Поэтому купил две десятилитровых канистры и еще две пятилитровых. На заправку регистра ушло 26литров. Кстати, о заправке. Если приглядеться, на фотографии расширительного бачка можно увидеть врезанную в него пластиковую прозрачную трубку. Эта трубка проходит через бачок и уходит внутрь шланга до уровня верхней трубы (даже через кран проходит). Сделано это для отвода воздуха, который вытесняется теплоносителем при его заправке в регистр. Лично я пошёл таким путём. Но можно было врезать в верхнюю трубу кран Маевского.
При первом включении регистра с антифризом, заметил одну особенность. Регистр при включенном ТЭНе шумит гораздо громче, нежели с водой. Не могу сказать, почему это происходит, но это факт.
Полученный результат. Отопление было запущено 20 октября. Терморегулятор был выставлен на примерно 70град. При температуре на улице порядка -3…-5град. (в гараже на момент включения отопления была примерно такая же температура), спустя сутки гараж прогрелся до +2,5град. Весь октябрь и первую половину ноября была температура в районе -7…-12град. При этом в гараже было +1…-0,5град. И вроде бы это хорошо, так как в зимний период оптимально держать в гараже температуру околонулевую, но, скажу честно, я ждал большего. Сейчас я полагаю, что добиться в гараже постоянно комфортных +15-20град. при разумных энергозатратах на это, невозможно без серьезного подхода к теплоизоляции гаража, да и к конструкции самого гаража (имею в виду тамбур, который предотвращал выхолаживание гаража при въезде в него автомобиля, когда ворота открыты настежь). В-общем, вывод мой таков. Чтобы в гараже всегда было тепло, нужно:
— еще на этапе строительства серьезно подойти к теплоизоляции стен, ворот, крыши;
— при проектировании гаража нужно предусмотреть тамбур для въезда автомобиля, чтобы не выхолаживать сам гараж;
— в гаражном кооперативе нужно, чтобы отапливались все гаражи, тогда затраты на отопление каждого отдельного гаража будут минимальны.
Конструкция отопления получилась далека от идеала. Планирую дорабатывать её конструкцию. Например, сейчас продумываю варианты модернизации регистра с целью увеличения его эффективности. Думаю приварить к нему вертикальные тонкостенные трубы (также квадратного или прямоугольного сечения), чтобы через них поднимался с пола холодный воздух, попутно нагреваясь. Кроме того, при этом увеличивается греющая поверхность. Возможно, для усиления теплообмена, установлю вентиляторы в эти трубы.
По затратам.Труба обошлась летом в 2200руб. Сейчас возможно вышло бы дороже. ТЭН был куплен на строительном рынке за 1200руб. Там же были куплены резьбы, прокладки, краны, штуцеры и гайка для ТЭНа. На это ушло еще около 700руб. Теплоноситель в автомобильном магазине обошелся в 1800руб. Там же был приобретен бачок омывателя от “копейки” за 100руб. Для получения дренажной трубки был приобретен водный уровнемер за 300руб., которым можно пользоваться, так как его трубка укоротилась с 10метров на примерно 50см. Работа сварщика — 0руб., так как это мой хороший знакомый, да и я ему усиленно помогал и часть сварочных работ сделал сам. Итого: 6300руб.

Читайте также:
Сколько застывает цементная стяжка. От чего зависит время высыхания цемента

Выбираем самый экономичный способ отопления гаража из всех возможных вариантов

На чтение: 5 минут Нет времени?

Для многих мужчин гараж – место отдыха, где можно не думать о текущих проблемах и заботах. Это не только место для стоянки авто, но и возможность немного поработать руками. Поэтому отоплению гаража многие уделяют особое значение. Ведь зимой в таком помещении без обогрева не посидишь. Но тут встаёт другой вопрос, который касается способа отопления, а точнее, выгоды от него в плане финансовых расходов. Поэтому в сегодняшнем обзоре мы рассмотрим варианты отопления гаража. Самый экономичный способ можно будет выбрать после детального анализа каждого.

Читайте в статье

Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража

Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.

В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.

Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы. Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.

Требования пожарной безопасности

Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:

  • Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
  • Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.

Хранить топливо в больших количествах в гараже запрещено

Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.

Способы отопления гаража

Здесь в первую очередь надо учитывать вопрос, чем топить гараж зимой. Поэтому примите во внимание один постулат: чем дороже топливо, тем проще организовать отопление. Поэтому рассмотрим каждый и определимся с их достоинствами и недостатками.

Газовое отопление

Скажем так, если стоит вопрос, как отопить гараж дёшево, то это тот самый вариант. Природный газ дороже дров и отработки, и у него не такая высокая теплоотдача. Но проблем с газом никогда не возникает. И здесь неважно, к какому нагревательному элементу вы подсоединяете газовую трубу. Если всё сделано правильно, то это в первую очередь полная безопасность эксплуатации. Во-вторых, это практически полная автоматизация процесса, которая освобождает человека от присутствия. При этом огромное разнообразие газовых отопительных приборов даёт возможность выбрать подходящий под габаритные размеры самого гаража.

Газовое отопление с помощью баллонов

Но проблема состоит в том, что к гаражам не всегда проведена газовая труба. И если это кооператив отдельно стоящих построек, то туда её никогда и не проведут. О таком может мечтать лишь автовладелец, у которого гараж пристроен к частному дому.

То есть, говоря о газовом отоплении, можно обозначить его как дешёвый вариант несбыточной мечты. Поэтому его многие не рассматривают изначально. Хотя можно организовать баллонное отопление. Но это уже не самый дешёвый вариант.

Электрическое отопление

В этом случае о дешевизне вообще говорить не стоит. Хотя если правильно подобрать электрообогреватель для гаража, то можно говорить о какой-то экономии. Но, с точки зрения комфортности и экономии первоначальных вложений, данный вариант является экономически выгодным. Вот достоинства и недостатки электрического отопления гаража:

Плюсы Минусы
Электрическое отопление – это удобно и безопасно. Высокая цена электроэнергии.
Нет необходимости возиться с закладкой дров или заливкой жидкого топлива.
Можно объединить водяное отопление с электронагревательным прибором.
Тепло начинает поступать в помещение сразу же, как только отопительный прибор был включён в питающую сеть. Набирает гараж тепло буквально за полчаса. Если гараж превращён в мастерскую, где владелец проводит значительную часть времени, то придётся платить за потребление электричества значительные суммы.
Широкий ассортимент предлагаемых отопительных электроприборов.

Электрический конвектор – просто, эффективно, но дорого

Самый экономичный способ отопления гаража электричеством

В категории отопительных электроприборов есть инфракрасные излучатели. Сами они никакой тепловой энергии не вырабатывают. Они просто излучают ИК-лучи, которые нагревают собой окружающие предметы. А те, в свою очередь, и источают тепло.

Сразу надо оговориться, что это самый экономичный вариант в плане потребления электроэнергии. Здесь самое важное − правильно направить поток излучения. Лучше, если это будет материал, который быстро нагревается и начинает выделять тепло. Оптимальный вариант – металл. Поэтому в гараже можно поступить таким образом – сделать металлический экран, который вешается на стену или кладётся на пол. По сути, экран – это обычный стальной лист. ИК-нагреватель подвешивается к потолку или на стену и направляется в сторону уложенного или подвешенного экрана. Всё, отопительная система готова.

Читайте также:
Обои компаньоны в интерьере зала + фото

Инфракрасный потолочный обогреватель – дешёвый вариант электрического отопления

Внимание! Находиться людям под ИК-излучением не стоит. От него тут же нагревается кожа и части тела, что не всегда хорошо. Особенно берегите голову.

Твердотопливное

Отходы деревообработки и сами дрова – самое дешёвое топливо, которое нередко достаётся даром. Но перед тем как отдать своё предпочтение именно этому способу обогрева гаража, вам придётся решить несколько серьёзных задач:

  1. Приобретение печки или котла. Можно сделать своими руками, если есть навыки и опыт.
  2. Провести установку дымохода и подключить к нему сам отопительный агрегат. Здесь также есть требования пожарной безопасности.
  3. Провести заготовку топлива.
  4. Организовать место его хранения за пределами гаражного помещения.

При этом придётся дополнительно в процессе эксплуатации этого оборудования заниматься чисткой его от сажи. Но выгода от такого способа явная. Во всяком случае, это касается финансов. Правда, надо отметить, что растапливается котёл или печка на дровах долго. На это может уйти более часа. Здесь имеется в виду нагрев помещения. Поэтому если владелец авто планирует находиться в гараже в течение 5−6 часов, то печку стоит разжигать. Зато она выдаёт большое количество тепловой энергии, которой хватает обогреть даже самый большой гараж.

Дровяная печка в гараже

Отопление на отработке

Отопление данного типа не является самым дешёвым. Но его можно рассматривать всерьёз, если появляется возможность прикупить отработанное масло по низкой цене. Есть в этом способе немало проблем, которые опять-таки касаются требований пожарной безопасности. Во всём остальном это отличный вариант обогреть помещение гаража. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы данной технологии:

Достоинства Недостатки
Цена печки-капельницы, работающей на отработке, не очень высокая. Её изготавливают многие сварщики, да и сделать своими руками печь не очень сложно. Главное – понять её конструкцию и принцип работы. Такие печи соответствуют требованиям пожарной безопасности. Требуется устройство герметичного дымохода.
Быстрый розжиг. Отработку перед употреблением придётся процедить или отфильтровать.
Высокая теплоотдача. Всегда в гараже присутствуют запах и грязь.
Небольшие размеры агрегата, а значит, немного занимаемой площади. Ёмкость с топливом необходимо вывести за пределы гаражного пространства и соединить его с печкой жёстким стальным трубопроводом. Никаких шлангов.
Масло занимает меньше места, чем дрова. Если в топливе есть небольшое количество влаги в виде воды или антифриза, то агрегат работает плохо.

Внимание! Многие производители жидкотопливных нагревательных агрегатов предлагают достаточно экономичные экземпляры, которые работают на солярке. К примеру, воздушный отопительный прибор вентиляторного типа «Планар». Его самая экономичная модель при потреблении 250 мл/ч вырабатывает 2 кВт тепловой энергии.

Статья по теме:

Печка на отработке своими руками. Чертежи, видео и схемы, рекомендации специалистов, которые Вы найдете в данной публикации, помогут создать качественную конструкцию для отопления любым маслом с горючими свойствами своими руками легко и просто.

Водяное отопление в гараже без электричества

Что подразумевается под этим термином? По сути, это котёл, радиаторы и трубная обвязка. Стоит ли этим заниматься в гараже? Насколько эффективной будет данная система и экономически выгодной? Если гараж пристроен к частному дому, в котором эксплуатируется водяное отопление, то это эффективно и экономически оправдано. Потому что внутри гаража надо просто повесить два−три радиатора, в зависимости от площади обогрева, и присоединить их к действующей домашней отопительной сети.

Водяное отопление – большие финансовые вложения, что невыгодно для гаража

Если обустраивается данный вид отопительной системы в отдельно стоящей постройке, то это большие первоначальные вложения. Плюс невозможность контролировать температурный режим теплоносителя в ночное время, если установлен твердотопливный или жидкотопливный котёл. А это может привести в заморозке всей системы. Конечно, можно организовать своими руками отопления в гараже на тосоле, залив его в отопительную трубную разводку, но это опять касается выбора топлива. То есть, в данном случае это не самый лучший способ. Хотя есть варианты.

Отопление гаража буржуйкой с водяным контуром

Итак, схема эта проста. Собрать её своими руками несложно, если владеть навыками работы с электросваркой. В первую очередь потребуется буржуйка, в которую врезается змеевик. Он будет обогреваться сгораемым в печи топливом, а внутри будет перемещаться вода в качестве теплоносителя.

Изготовленная своими руками такая печь в гараже может иметь самые малые размеры, потому что её назначение − не отапливать помещение, а нагревать воду. Хотя часть своей тепловой энергии она будет отдавать именно через корпус в воздух. То есть, выгода двойная.

Одна из разновидностей змеевика (теплообменника) для буржуйки

Буржуйка устанавливается около выхода, верхний патрубок змеевика соединяется с контуром подачи, нижний − с обраткой. Устанавливаются пара радиаторов, которые и надо обвязать трубами. Самая простая схема водяного отопления в гараже своими руками – однотрубная система в виде кольца, по которой теплоноситель движется, проникая поочерёдно в каждый радиатор. Расходы по трубам минимальные, трудозатраты небольшие. Именно в такую систему и надо заливать тосол, потому что дровяная буржуйка будет работать только днём. А сливать и заливать теплоноситель каждый раз будет невыгодно и неудобно.

Критерии обогрева гаража в зимнее время своими руками

Наверное, говорить об экономичном обогревателе для гаража, как таковом, нет смысла. Потому что надо учитывать много позиций, связанных и с мощностью отопительного агрегата, и с объёмом нагреваемого помещения, и со стоимостью топлива, плюс время, которое люди проводят в гараже. Поэтому несколько советов относительно всего этого с учётом плюсов и минусов каждого способа обогрева:

  • В основном выбор отопления зависит от того, сколько времени в гараже проводит его хозяин.
  • Если автомобиль эксплуатируется зимой постоянно, то он всегда должен быть готовым к выезду. А значит, температурный режим внутри постройки должен быть в пределах хотя бы +5°С. Для этих целей лучше выбирать тот вид отопления, который не нуждается в постоянном контроле. Это газовое, электрическое или инфракрасное.
  • Если автомашина эксплуатируется время от времени, то оптимальное решение – электрическая пушка, которая быстро нагреет помещение и обогреет сам автомобиль. Если быстрота нагрева не является основным критерием, то можно установить в гараж жидко- или твердотопливный агрегат, хотя бы печку-буржуйку или капельницу.

Электрическая пушка в гараже – быстрый и эффективный нагрев помещения, но большое потребление электроэнергии

  • Если в гараже хозяин проводит много времени, тогда для его обогрева лучше использовать комбинированный вариант. К примеру, днём под присмотром можно эксплуатировать дровяные печки или котлы на отработке. Ночью оставлять ИК-излучатели. Кстати, это, наверное, и будет самый дешёвый вариант. Если есть возможность подключить котёл к газовой трубе, то днём он работает на полных оборотах, а на ночь снижается его потенциал на обогрев для поддержания +5°С.
Читайте также:
Сколько рядов кирпича в 1 метре высоты

То есть, перед тем как сделать отопление в гараже своими руками, надо учитывать как раз именно эти моменты.

Как сделать дёшево и быстро отопление гаража своими руками

Дадим несколько вариантов обогревателей для гаража, которые можно сделать своими руками:

  • Самый простой из них – буржуйка, которую топят обычно дровами. Это может быть печь любой конфигурации, изготовленная из любой готовой ёмкости. К примеру, из 200-литровой бочки, которую разрезают пополам поперёк. Из половинки и делается печь. Хотя можно бочку расположить горизонтально, не разрезая её. Главное – сделать патрубок для дымохода, топку, куда вставляется перегородка из решётки, сваренной из арматуры, и дверцу для закрытия топочной камеры. Как показывает практика, за три−четыре часа изготовить такой нагревательный прибор не проблема.

Автомобильный радиатор в качестве источника тепловой энергии

Рекомендуем посмотреть видео, где показан один из вариантов отопления в гараже, сделанного своими руками.

Обогреватели и пушки: выбираем отопление для гаража, чтобы ничего не спалить

Наступают холода, и ремонт автомобиля своими руками в гараже становится дискомфортным. Можно ли простыми средствами обустроить обогрев, который будет безопасным, в том числе и в отсутствие человека?

Хорошо, когда есть не только автомобиль, но и гараж для него, хотя в городах в последнее время такой типичный для прошлых лет союз все чаще переходит в категорию экзотики… Однако даже у тех, у кого гаражный бокс имеется, в условиях российской средней полосы (и тем более – северов) он на полгода теряет смысл как ремзона – находиться там длительное время крайне дискомфортно из-за холода… Гараж можно обогреть, но сделать это эффективно и безопасно непросто.

Попробуем разобраться, какие решения могут подойти обычному автовладельцу, который просто периодически приходит зимой в гараж, чтобы поковыряться с личным авто. И сразу оговоримся: никакие печки-буржуйки и иные топки, работающие на прямом сжигании дров, топливных брикетов или отработанного масла, мы рассматривать не станем, поскольку в большинстве гаражных кооперативов использование такого отопления запрещено, а скрытно применять его не удастся – вас мгновенно вычислят по дымовой трубе.

Собственно, одна из главных вводных – гараж должен быть уже прогрет к приходу владельца или (что несколько хуже, но допустимо) прогреться после вашего прихода, но быстро – не дольше, чем за полчаса-час. Ибо если после включения какого-либо нагревательного прибора вы несколько часов ждете появления плюсовой температуры, вся история с отоплением вообще теряет смысл – тогда уж проще потеплее одеться и работать без обогревателей. Ну или с небольшим тепловентилятором, направленным исключительно на зону рук.

В качестве второй важной вводной следует отметить, что ни в коем случае не стоит выбирать тепловое оборудование наугад! Для любого типа нагревательного прибора и любого типа помещения существуют формулы расчета необходимых параметров. Сегодня эти формулы легко найти в интернете в виде удобных онлайн-калькуляторов.

Ну и третий момент. Все нижесказанное относится к самому обычному, наиболее распространенному типу гаража – со стенами толщиной в один кирпич, бетонным или шиферным потолком и железными воротами. Иными словами, к строению, которое совершенно не держит тепло. Не все готовы ввязываться в непростой и недешевый процесс его утепления, однако нужно знать, что оно позволяет радикально снизить затраты времени и денег на обогрев! Впрочем, тема утепления – отдельная и длинная история, и затрагивать ее мы сейчас не станем. Пока будем греть «по-буржуйски», с полным пониманием невысокого КПД этого процесса.

Электрические тепловые пушки

Тепловая пушка – это мощный электрический ТЭН и производительный вентилятор. Их применяют для быстрого нагрева, и в нашем случае после прихода в холодный гараж такое устройство способно его прогреть до появления плюсовых температур за полчаса.

Правда, есть нюанс…

Дело в том, что среднестатистический кирпичный гараж – строение с очень большими теплопотерями. Гараж из металла – тем более. Тепловая пушка может прогреть все что угодно – хоть ангар для дирижабля, была бы необходимая мощность! А вот она в большинстве гаражей, как правило, ограничена, дабы владельцы ей не злоупотребляли. Ограничение обычно выражается в сечении входящей в бокс электропроводки, и серьезную нагрузку подключать к гаражным розеткам нельзя.

Электрическая тепловая пушка

Если взять формулу для расчета требуемой мощности электрической тепловой пушки, ввести в нее кубатуру среднестатистического гаража, коэффициент его теплопотерь и температурные условия (к примеру, необходимость поднять температуру внутри до плюс 15 градусов при температуре снаружи – минус 15), то мы получим примерно 7 киловатт. И это в идеальных условиях! На деле же в помещениях типа гаражей, в которых возникают неучтенные дополнительные потери при вентиляции, практика требует увеличивать реальную мощность нагревателя до 50% выше расчетной. То есть требуемая тепловая пушка должна будет иметь мощность минимум 10 киловатт. Проводка большинства гаражей на такую нагрузку, тем более долговременную, категорически не рассчитана: она перегреется и воспламенится!

Газовые/дизельные тепловые пушки

Это уже более подходящий вариант для экспресс-прогрева. Источником тепла высокой мощности в таких устройствах служит сгорающее топливо, а электричество требуется лишь для работы вентилятора-нагнетателя, мощность которого не превышает 100 ватт. Однако стоит знать и помнить несколько моментов!

Во-первых, и газовые, и дизельные пушки бывают двух типов – прямого и косвенного нагрева. Первые проще, легче и дешевле, но нам не подходят. В таких устройствах в отапливаемое помещение поступают непосредственно продукты горения. Пушка на солярке для обитаемых помещений не годится в принципе, совсем и никак: ее выхлоп – это натуральный дым; ими обогревают разве что заливку бетона зимой и ангары для тракторов. Пушка на газу условно подходит, ибо порождает при горении углекислый газ и водяной пар без запаха, и при хорошем проветривании в одной комнате с ней находиться можно. Однако особенность выхлопа газовых пушек прямого нагрева такова, что в помещении с ними начинает интенсивно ржаветь металл. Любые неокрашенные детали и заготовки, гаечные ключи и иные инструменты… В общем, тоже вариант очень так себе…

Читайте также:
Окосячка двери, как делается

Дизельная тепловая пушка

А вот газовые и дизельные пушки косвенного нагрева – это то, что нам нужно! Работают они так же, как автомобильные «вебасты»: греют воздух не открытым пламенем, а через теплообменник – в результате воздух прогревается чисто, без подмешивания дыма, который выходит наружу через выхлопной патрубок. Самое простое и эффективное размещение таких пушек – на улице возле гаража. Аппарат выносится за ворота и запускается снаружи, а после работы затаскивается обратно. В этом случае для выхлопа не нужно обустраивать дымоход – он сразу уходит в атмосферу. А вход теплого воздуха в гараж обеспечивается через простейшее отверстие в кирпичной стене, которое можно сделать с помощью обычного перфоратора. Да и значительная часть шума от ревущей горелки в этом случае остается вовне и не давит на уши. Единственный недостаток газовых и дизельных пушек – цена. Они недешевы даже в варианте прямого нагрева, и заметно дороже – с косвенным…

Высокотемпературные инфракрасные обогреватели

Это еще один вариант быстрого обогрева помещения – такие обогреватели передают тепло не воздуху, а непосредственно предметам перед ними. Иными словами, вы сразу, что называется, «на собственной шкуре» ощутите тепло от включенных инфракрасных панелей, особенно если они равномерно установлены по периметру гаражного бокса и на потолке и направлены вниз. Эффект тот же, что и у тепловой пушки – хотя и менее интенсивный, но зато более мягкий равномерный и совершенно бесшумный. А любая пушка гудит – будь здоров!

Особенность эффективных инфракрасных обогревателей – в открытом нагревательном элементе, работающем с высокой температурой. Как правило, это нихромовая спираль, раскаленная докрасна в кварцевой трубке и прикрытая редкой металлической сеточкой. Несмотря на все анонсируемые производителями защиты, оставлять такие обогреватели без присмотра, включив их заранее или дистанционно, нельзя!

Плюс далеко не факт, что проводка в вашем гараже выдержит суммарную мощность нескольких инфракрасных нагревателей, требующуюся для победы даже над приличным по московским меркам 15-градусным морозом – не говоря уже о сибирских холодах. Поэтому опять же – не покупаем ничего наугад! Находим калькулятор расчета мощности инфракрасных приборов, забиваем в него параметры вашего гаража и вычисляем примерно потребную мощность. Весьма вероятно, что результат окажется сопоставимым с электрической тепловой пушкой и вам попросту не подойдет!

Впрочем, опять же можно решить проблему локально – 1-2 переносных инфракрасных нагревателя умеренной мощности можно разместить непосредственно в зоне ремонта, подогревающими вашу спину и поясницу, а также руки. Это, конечно, не теплый гараж, но лучше, чем ничего.

Низкотемпературные обогреватели с дистанционным включением

Прежде речь шла об экспресс-обогреве гаража высокомощными устройствами. Однако тот же результат можно получить и меньшей мощностью – но за более продолжительное время. Для этого обогреватели должны быть включены заранее, задолго до вашего приезда в гараж.

Существует достаточно большое семейство низкотемпературных обогревателей. Их особенность состоит в невозможности зажечь даже легковоспламеняющиеся предметы (пыль, бумагу, ткань, щепки) при прямом контакте. Эти обогреватели не слишком производительны и способны внятно прогреть помещение лишь за несколько часов работы, но зато эта специфика позволяет активировать их дистанционно.

Наверное, самый известный из низкотемпературных обогревателей – это масляный радиатор. Но для обогрева гаража он в целом не слишком удобен по конструктивным параметрам, поэтому в нашем случае речь пойдет о довольно обширной линейке так называемых конвекторов и низкотемпературных инфракрасных панелей. Нагревательные элементы в них «упакованы» в металлические или керамические блоки, температура на поверхности которых невысока. Благодаря этому исчезает риск воспламенения от обогревателя чего-либо даже при случайном контакте (упала щепка с потолка, задуло клочок бумаги сквозняком и т. п.) Плюс сами нагревательные элементы находятся в полностью металлических корпусах. Вентиляторов в них, как правило, нет – нагрев происходит за счет естественной конвекции воздуха или мягкого ИК-излучения.

Таких приборов нужно несколько в настенном варианте по периметру гаражного бокса. И основная идея их использования заключается в дистанционном включении, ибо включать их в ледяном гараже по прибытии совершенно бесполезно. Вы уже прокладку головки блока поменяете, а температура в помещении едва-едва дойдет до нуля… Дистанционный же вариант легко реализовать при помощи GSM-реле, которые в быту называются «умными» розетками. Отправил вечером со смартфона СМС-команду на включение – и приехал с утра в теплый гараж. Впрочем, устройства, именуемые GSM-розетками, дороговаты, поэтому нужно поискать на АлиЭкспресс то, что называется GSM-реле, «gsm relay». Такие гаджеты в несколько раз дешевле.

Будем откровенны: производители даже низкотемпературных конвекторов подстраховываются и пишут в инструкциях предупреждение «не оставлять без присмотра!». Поэтому согласно инструкции дистанционное включение их с мобильного телефона – это нарушение. Однако при определенных условиях безопасно использовать удаленное включение нагревателей все же допустимо. Но соблюдая ряд условий!

Во-первых, от «умной розетки» или GSM-реле напрямую включать нагреватели нельзя. Мощность, коммутируемая контактами встроенного реле розетки, ограничена, да и доверять мощностным характеристикам китайского гаджета нельзя. Поэтому нужно промежуточное реле – контактор или, как его еще называют, магнитный пускатель. Купить его можно в любом магазине электромонтажных изделий. Это мощное реле с обмоткой на 220 вольт переменного тока – GSM-розетка включает контактор, а он уже в свою очередь коммутирует несколько электрообогревателей, подключенных к нему параллельно.

Во-вторых, проводку обогревателей желательно, не поленившись, заключить в металлическую несгораемую гофру и выполнить отдельным контуром, не связанным со светом и розетками – чтобы вместе с нагревателями ничего лишнего не включилось. Не забывайте о расчетах мощности – в интернете полно онлайн-калькуляторов для конвекторов, и их суммарная мощность не должна приближаться к мощности электропроводки, заходящей в гаражный бокс от общей линии!

Ну и в-третьих – грамотно смонтируйте конвекторы. На кирпичные стены, с дистанцией от других предметов. Параллельно наведите порядок в гараже – выкиньте весь ненужный и легковоспламеняемый хлам, систематизируйте и разложите вещи, детали и инструменты, чтобы ничего не лежало горой, неустойчиво, с риском упасть и раскатиться. Устройте ревизию всяким горючим жидкостям – бензину, растворителям, смазкам, убедитесь, что все они хранятся в закрытом шкафу, емкости не протекают и не «парят», а шкаф находится на удалении от нагревателей! При соблюдении всех этих условий риск использования нагревательных приборов без наблюдения снижается до пренебрежимо малого.

Читайте также:
Посудомоечная машина: критерии выбора

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Гараж – место, где заядлые автомобилисты проводят много времени. Но если летом вопросов с обогревом не возникает, то зимой эта проблема встаёт остро. Умельцы придумывают различные способы, как отопить гараж, сэкономив как можно большее количество средств на топливо. Сегодня разберёмся, какой самый экономный способ отопления гаража, преимущества, недостатки различных вариантов. Однако первым делом нужно узнать о правилах монтажа таких установок и мерах безопасности при эксплуатации.

Обогрев гаража в зимнее время своими руками: что нужно знать перед началом монтажа

Планируя монтаж системы, нужно внимательно изучить возможные способы отопления (по типу используемого топлива и теплоносителя) и требования безопасности, предъявляемые к ним. Ведь если гараж сделан из металла, то прогреть его будет сложнее, нежели капитальный бетонный или кирпичный. В первом случае оптимальным будет вариант локального прогрева, который не позволит теплу тратиться на холод от стен. Но начнём сегодняшний разговор не с этого. Важнее изначально разобраться, как отопить гараж зимой своими руками с учётом требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, предъявляемые к отопительной системе гаража

Перед началом монтажа отопительного оборудования придётся составить подробную схему – это позволит выявить уязвимые участки, среди которых:

  • деревянные поверхности, рядом с которыми расположится оборудование. Их закрывают листовым оцинкованным металлом;
  • место прохождения трубы дымохода сквозь отверстие в потолке или стене;
  • места хранения ГСМ. Легковоспламеняющиеся вещества располагают как можно дальше от отопительного прибора и обязательно выше уровня напольного покрытия.

Обязательно размечаются места будущего расположения огнетушителей и других средств пожарной защиты. Если система планируется с применением горючего топлива, нелишним будет разместить возле котла ящик с асбестовой тканью – она поможет локализовать возгорание при возникновении аварийной ситуации.

Важно! Нельзя оставлять работающей отопительную систему на ночь – это приводит к пожару. Правило не касается гаражей, примыкающих к частному дому, которые обогреваются водяными магистралями, запитанными от домашнего котла.

А вот в таком боксе и без отопления проблем предостаточно

Способы отопления гаража

По типу котла отопление разделяют на:

  • электрическое;
  • газовое;
  • твёрдотопливное;
  • работающее на отработке.

Каждый из способов может функционировать на воде или тосоле. Однако нужно понимать, что антифриз дороже и может быть ядовитым (в зависимости от состава). Но наиболее простым в монтаже станет электрический обогрев без применения котла. Рассмотрим подробно перечисленные виды систем.

Таким портативным устройством отопить бокс не получится – только руки согреть

Самый экономный способ отопления гаража электричеством

Такой способ не требует особых знаний или навыков при монтаже, а также затрат на приобретение труб для магистралей. Но главный вопрос, который нужно будет решить мастеру, выбравшему этот вариант, – это какой тип обогревателей установить в помещении.

Выбрав инфракрасные устройства, нужно быть готовым к их дороговизне, но это самый экономичный обогреватель для гаража. Конвекторные радиаторы – средний вариант, который не поможет в снижении расхода электричества, но и при приобретении не пробьёт дыры в бюджете. А вот тепловые пушки, несмотря на быстрый прогрев помещения, довольно «прожорливы».

Эти устройства потребляют довольно много электроэнергии

Важно! При установке в постройке тепловой пушки нужно быть готовым к тому, что потоки воздуха будут поднимать с напольного покрытия и полок частицы пыли, которыми автомобилисту придётся дышать.

Статья по теме:

Обогреватель конвекторного типа. В статье мы обсудим, что он собой представляют и как работает, рассмотрим популярные модели и производителей. Эта информация поможет сделать правильный выбор, приобретая обогреватель для домашнего пользования.

Водяное отопление в гараже без использования электричества

Когда нет возможности подключения к сети или стоимость поставки электроэнергии высока, можно выполнить своими руками отопление в гараже на тосоле или воде, с установкой печи либо котла. Для этого используются твёрдотопливные или газовые нагреватели либо устройства, в которых в качестве топлива используется отработанное машинное масло.

Печь на отработке из старых колёсных дисков – угадайте страну по фото

Очень важно! Такие виды печей или котлов для гаража наиболее пожароопасны. При их использовании следует быть очень внимательным к оснащению помещения огнетушителем, хорошей вентиляцией и извещателями, реагирующими на дым.

Выбор устройства печи в гараже своими руками зависит от доступности топлива. Одному человеку проще найти дрова, а для другого не представляет сложности собрать определённое количество отработанного машинного масла. Если же сложно с перечисленным топливом, можно использовать сжиженный или природный газ.

Газовые инфракрасные обогреватели несложно перемещать с места на место

Инфракрасные обогреватели на пропане или бутане греют неплохо и при этом весьма экономичны. К тому же при их использовании нет нужды монтировать магистрали водоснабжения. Однако такой вариант больше подойдёт для локального обогрева. Рассмотрим его подробнее.

Отопление гаража при помощи газа: нюансы использования «голубого топлива»

Экономичное и недорогое топливо сегодня получило широкое распространение. По этой причине, если возник вопрос, как отопить гараж дёшево и без больших трудозатрат, газ будет оптимальным ответом. Но стоит понимать, что это топливо для локального обогрева. Это значит, при планировании редкого использования лучше рассмотреть другие варианты.

Для баллонов требуется специальный шкаф, который следует утеплить

Из особенностей эксплуатации инфракрасных обогревателей на газе отметим:

  • необходимость монтажа специального шкафа с утеплением для баллона;
  • шкаф будет занимать часть полезного пространства;
  • понадобятся периодические ревизии оборудования с целью предотвращения утечек.

Несмотря на эти неудобства, газобаллонное оборудование (при правильном и своевременном обслуживании) надёжно, что в условиях гаража становится основным преимуществом.

Статья по теме:

Газовый обогреватель для палатки. Устройство и принцип работы, для чего нужен, виды приборов для туризма, критерии выбора, требования к безопасности, популярные модели, отзывы — читайте в нашей публикации.

Отопление на отработке: области применения

Печь на отработанном машинном масле довольно проста для изготовления. Чаще такие агрегаты устанавливают в небольших автосервисах, где нет проблем с топливом. Но если сравнивать с электрообогревателем для гаража, оборудование на отработке проигрывает со значительным отрывом по теплоотдаче и надёжности.

Сделать своими руками обогреватель для гаража на отработке довольно просто – навыков или профессиональных знаний для этого не потребуется. Предлагаем ознакомиться со схемами подобных агрегатов и изображениями уже готовых устройств.

Читайте также:
На что обратить внимание при выборе газового котла: обзор популярных моделей с описанием характеристик и отзывы покупателей

Статья по теме:

Печка на отработке своими руками. В обзоре мы рассмотрим чертежи, видео- и фото-инструкции для самостоятельного изготовления печки. Принцип работы, достоинства и недостатки устройства, правила эксплуатации, обзор готовых моделей.

Преимущества и недостатки отапливаемых гаражей

Понятно, что преимуществ у отапливаемого гаража достаточно, но всё же попробуем их обобщить. Из основных:

  • автомобиль находится в тепле, моторное масло не густеет, что облегчает пуск двигателя. Это способствует меньшему износу узлов, агрегатов и продлевает срок службы авто;
  • замки на дверях авто не замёрзнут после мойки;
  • в тёплом помещении комфортнее заниматься ремонтом автомашины или производить столярные и другие работы.

В тёплом гараже может быть достаточно уютно

Но, несмотря на достоинства, тепло в помещении при минусовой температуре на улице может обернуться и недостатками, такими как:

  • повышенные траты на топливо или электричество;
  • монтаж даже простейшей системы, как и обслуживание, потребует некоторого времени;
  • любая печь, котёл или газовый баллон в замкнутом пространстве гаража – источник повышенной опасности.

Конечно, для автовладельца эти минусы не покажутся существенными. Ведь состояние своей машины важнее потраченных средств и времени, но пренебрегать этим нельзя.

Вот к чему может привести неправильно выполненное отопление

Очень важно! Периодические и своевременные ревизии помогут избежать опасных травм, ожогов и даже летального исхода в случае аварийной ситуации. Будьте внимательны при монтаже и эксплуатации. До мелочей продумайте схему перед тем, как сделать отопление в гараже своими руками.

Самые экономные способы отопления гаража: краткий обзор

Отвечая на вопрос, чем отапливать гараж зимой будет дешевле, отметим следующие варианты:

  1. Электричество – при условии установки инфракрасных обогревателей и проживания в регионе с невысокой стоимостью за 1кВт.
  2. Отработка – практически бесплатно, если отапливать автосервис, в котором производится замена масла.
  3. Газовые или твёрдотопливные котлы и печи – в зависимости от стоимости топлива в том или ином регионе.

Электрический тёплый пол в боксе – одна из интересных идей обогрева

Однако для России всегда дрова были лучшим вариантом для обогрева любых помещений, а значит, имеет смысл рассмотреть несколько популярных моделей печей именно на этом виде топлива.

Популярные экономичные печи для гаража: краткий обзор

Для удобства читателя рассмотрим печи для гаража с их некоторыми техническими характеристиками и средней стоимостью (по состоянию на февраль 2018 года) в табличной форме.

Варианты гаражного отопления

Любое помещение в зимний период должно отапливаться, даже если оно относится к категории технических. Иначе в холодную пору в нем начнется скапливаться влага, способная превратиться в лед, снег. Подумать, как быстро и экономно сделать отопление гаража своими руками, необходимо в летний период. Только в данном случае автомобиль во время морозов не будет обмерзать, а двигатель, который постоянно в тепле, будет «чувствовать» себя значительно лучше.

  • 1 Как выбрать тип отопления гаража
  • 2 Электрическое отопление
  • 3 Видео руководство
  • 4 Водяное отопление
  • 5 Воздушное отопление
  • 6 Отопление твердым топливом
  • 7 Использование отработки для отопления гаража
  • 8 Отопление гаража газом
    • 8.1 Немного о пожарной безопасности
    • 8.2 Подключение электрических нагревателей

Как выбрать тип отопления гаража

Каким образом отапливать гаражное помещение – выбор каждого хозяина. Необходимо подобрать наиболее практичный из всех предложенных методов. Среди многочисленных факторов, влияющих на принятие решения, наиболее значимыми являются:

  • Используемый тип топлива
  • Простота системы
  • Стоимость

Вводный видео обзор

Немаловажное значение имеет расположение гаража по отношению к жилому доме. Если он размещается от него на удалении, рекомендуется подумать об организации автономной отопительной системы. В случаях, когда он находится в непосредственной близости – отопительные системы можно объединить, проложив труб и установив 1-2 радиатора.

Продумывая отопление в гараже, многие ставят на первые места ее соответствие следующим требованиям:

  1. Простота эксплуатации
  2. Легкость в обслуживании
  3. Эффективность
  4. Доступность

Значительное влияние на выбор будет оказывать площадь помещения и количество располагаемых в нем автомобилей. Для небольшого пространства можно не обустраивать полноценное отопление, остановив свое внимание маленькой классической буржуйке, самодельном котле или тепловой пушке.

Электрическое отопление

Самым простым и сравнительно доступным методом является электрическое отопление, для обустройства которого достаточно приобрести соответствующее оборудование. Большое разнообразие вариантов, мобильность и компактность – основные преимущества. Однако затраты будут напрямую зависеть от установленных тарифов на электричество.

Перед обустройством электрического отопления необходимо выбрать наиболее подходящее устройство:

  1. Электрический инвертор
  2. Инфракрасный обогреватель
  3. Тепловая пушка

Среди разновидностей электрического отопления наиболее эффективным является инвертор или «обогреватель». На рынке огромное множество моделей, которые устанавливаются на пол или вывешиваются на стену. Они достаточно компактны, но при этом весьма производительны.

Примерная стоимость электрического инвертора – от 10 тысяч рублей.

Компактным и эффективным решением является монтаж ИК-обогревателей – достаточно мощного и производительного устройства. Однако обращая внимание на быстрый обогрев помещения, с большими площадями они справится не в силах. Отрицательными сторонами также являются высокое потребление энергии и расценки на соответствующие установки.

Средняя стоимость инфракрасного обогревателя – от 4 тысяч рублей.

Компактными, производительными и удобными считаются тепловые пушки, способные в максимально короткие сроки обогреть гаражное помещение. Они состоят из нагревателя и рассеивающего в окружающую среду тепло вентилятора. Однако для подключения подобного оборудования необходимо наличие однофазной сети с большим сечением прокладываемого провода или 3-х фазной сети (последняя является предпочтительней).

Стоимость тепловых пушек – от 5 тысяч рублей.

Видео руководство

Водяное отопление

Весьма распространенным является водяное отопление гаража своими руками, обустройство которого не требует значительных затрат. Достаточно закупить несколько радиаторов, металлопластиковых труб и соорудить котел.

Обдумывая способ движения теплоносителя по трубам, внимание необходимо остановить на принудительной циркуляции. При этом достаточно собрать замкнутый контур всего с одной трубой, проложенной понизу.

Сделать монтаж водяной системы отопления можно согласно нижеприведенной инструкции:

  1. Выбрать наиболее подходящие места для расположения отопительных радиаторов или регистров отопления. Лучше всего их разместить по бокам на высоте не менее 15-ти см от пола
  2. Выбрать подходящее место для установки отопительного котла (заводского или самодельного)
  3. Соединить все элементы отопительной системы трубами при помощи подходящей запорной арматуры

Если правильно обустроить водяное отопление гаража, оно будет служить долго и надежно. Однако рекомендуется придерживаться нескольких правил и особенностей:

  • В качестве носителя тепла следует использовать незамерзающую жидкость, например, антифриз
  • Требуется регулярно протапливать помещение, чтобы не допустить промерзания труб при низких температурах
  • Если гараж оставляется на длительное время без присмотра, рекомендуется сливать теплоноситель, оставляя систему пустой
Читайте также:
Сколько по времени продержится скрутка для лампочки алюминий + медь?

С требованиями и правилами установки котла вы можете ознакомиться тут

Воздушное отопление

Простым и популярным методом отопления гаражного помещения является воздушное. Для этого необходимо создать теплый воздушный поток, который будет интенсивно циркулировать по всему помещению.

Одно из преимуществ воздушного отопления – оно дает возможность одновременно просушить помещение. Таким образом, автомобиль не будет подвергаться постоянному агрессивному воздействию со стороны скопившейся в окружении влаги. Простота монтажа – еще одна из положительных сторон.

Отопление твердым топливом

Когда иные методы по каким-либо причинам не подходят, приходится останавливаться на отоплении гаража твердыми видами топлива (дрова, брикеты, уголь и т. д.). Вариантов огромное множество, но самым простым и менее затратным считается установка небольшой буржуйки. Для ее работы нет необходимости подводить газ или надежную электрическую сеть.

Необходимо учесть, что отопление буржуйкой на твердом топливе – это прекрасно решение для небольших помещений. В просторном гараже ее эксплуатация будет малоэффективной. Также потребуется вручную регулярно подкидывать в топочную поленья или брикеты.

Классическую буржуйку можно заменить на более сложную и дорогостоящую конструкцию – печку Булерьян. Она считается самой надежной и производительной, однако ее строительство своими руками может доставить немало хлопот.

О том как сделать булерьян своими руками смотрите тут

Приобретая котел на твердом топливе, следует соблюдать некоторые правила и особенности его эксплуатации:

  1. Не стоит заливать жидкое топливо внутрь топочной, иначе она быстро прогорит
  2. Для розжига огня рекомендуется использовать бумагу или специальные распалки
  3. Необходимо подумать об обустройстве надежного дымохода, который будет качественно теплоизолированный, регулярно рекомендуется проводить его прочистку
  4. Установка отопительного твердотельного котла должна производиться исключительно на монолитном основании
  5. Поверхности поблизости котла должны быть защищены от возможности самопроизвольно воспламениться

Видео обзор булерьяна

Использование отработки для отопления гаража

Распространенным можно назвать отопление гаража с помощью отработанного масла. Этот способ наиболее популярен в мастерских по ремонту автомобилей. К тому же, печи для него легко строятся из подручных средств.

Однако отопление гаража своими руками имеет ряд минусов, среди которых малая надежность оборудования и минимальный уровень безопасности. Для постоянного отопления гаража данный метод является менее предпочтительным из всех рассмотренных ранее.

Ранее на нашем сайте мы уже выкладывали подробное руководство по самостоятельному изготовлению печи на отработанном масле, ознакомится с ним можно тут

Отопление гаража газом

Очень практичным и весьма экономичным будет использование для отопления гаражного помещения газа. Совместно с ними работают специальные тепловые генераторы. При этом можно использовать метан, бутан или пропан, классический природный газ.

Чтобы самостоятельно собрать газовое отопление гаража своими руками, следует учесть несколько значимых особенностей проведения работ:

  1. Установку газового баллона необходимо производить в специальном надежно утепленном шкафу
  2. Даже если помещение небольшое, придется постараться и отвести для установки требуемого оборудования защищенный уголок
  3. Если отапливаться гараж будет нечасто, следует рассмотреть другие варианты

Одно из преимуществ газового отопления – доступность оборудования на рынке и стоимости теплоносителя, который является одним из самых дешевых видов топлива.

Немного о пожарной безопасности

Обустраивая отопление гаража собственными руками, обязательно придется учесть очень важное требование – соблюдать все правила безопасности. Любое оборудование является пожароопасным и может послужить причиной серьезных последствий.

Самое важное требование – надежная защита всех близлежащих поверхностей. Особенно это важно при прохождении через стену или крышу дымоходной трубы. Чтобы устранить ее соприкосновение со строительными конструкциями, рекомендуется сделать специальную гильзу на основе минеральной ваты. Деревянные или гипсокартонные участки придется оградить металлическим щитом. Все зазоры компенсируются асбестовым шнуром.

Следует учесть прочие советы:

  • Если используются котлы отопления, закрывать заслонку для регулирования тяги необходимо лишь в тех случаях, когда топливо полностью выгорит и дотлеет
  • Нельзя держать в гараже легковоспламеняющиеся вещества, особенно если они располагаются неподалеку от отопительного оборудования
  • Обязательно следует разместить в помещении огнетушитель или прочие средства тушения пожаров
  • Если отопительная система работает постоянно или гараж располагается в непосредственной близости от дома – рекомендуется оборудовать противопожарную сигнализацию
  • Не стоит просушивать на отопительных приборах любые вещи, особенно различные ветоши, которые могли контактировать с горючими жидкостями
  • Хранение газовых баллонов разрешается исключительно выше уровня половой поверхности
  • На ночь оставлять включенным отопление не рекомендуется

Подключение электрических нагревателей

Наиболее аккуратно и грамотно необходимо продумать отопление электрическими обогревателями. Если их мощность слишком велика, проводка и счетчик не способны справиться с нагрузкой – придется остановить собственный выбор на более слабом оборудовании. Можно проложить новую проводку, однако подобное переоборудование гаража будет слишком дорогостоящим.

Рассмотрим некоторые особенности подключения электрических обогревателей в гаражном помещении:

  1. Минимальное рекомендуемое сечение провода – 2.0 мм, при этом предпочтение рекомендуется отдавать меди
  2. Использовать переносной кабель для подключения электрических обогревателей нежелательно. Если в этом есть необходимость, его длина не должна превысить 5 м
  3. Однофазная электропроводка способна выдержать подключение электронагревателя мощностью до 2.5 кВт. Параллельное подключение 2-х и более устройств станет причиной понижения напряжения до 170 В, что может оказаться весьма опасным

Обустройство отопительной системы для гаражного помещения среднего размера, предназначенного для одного автомобиля, начинается со скромных 5-6 тысяч рублей и может достигать пары десятков. Каждый его владелец должен оценить рассмотренные варианты исходя из потребностей и пожеланий.

Чтоб сократить затраты на эксплуатацию оборудования, следует часть денежных средств потратить на утепление стен и потолком в помещении. Проведение работ следует осуществлять снаружи, иначе теплоизоляционный материал может стать причиной пожара.

Необходимо позаботиться об отсутствии дыр и щелей, через которые будет утекать драгоценное тепло. Утепление крыши лучше всего сделать при помощи керамзита, при этом позаботившись о надежной гидроизоляции. Для стен используют пенопласт толщиной до 10 мм или минеральные негорючие ваты.

Водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкой

Каждую зиму автомобилисты встречаются с проблемой влажности, которая приводит к преждевременным повреждениям кузова. Изучив подробно схемы водяного отопления в гараже, можно произвести монтаж системы обогрева. Теплое помещение продлит срок эксплуатации автомобиля.

Отапливаемый ангар сохраняет детали автомобиля в рабочем состоянии

  1. Особенности водяного отопления в гараже
  2. Плюсы и минусы отопления гаража водой
  3. Схемы водяного отопления в гараже
  4. Способы водяного отопления гаража
  5. Водяное отопление в гараже без электричества
  6. Водяное отопление в гараже от электричества
  7. Виды водяного отопления гаража
  8. Однотрубное водяное отопление в гараже
  9. Двухтрубное водяное отопление в гараже
  10. Как сделать водяное отопление в гараже
  11. Техника безопасности
  12. Заключение
Читайте также:
Откуда берется пыль и как от нее избавиться на долго

Особенности водяного отопления в гараже

Сложность теплого ангара заключается в непостоянной работе. При длительном отключении обогрева может произойти разрыв цепи по причине замерзания воды в трубах.

Основная особенность водяного отопления в помещении заключается в прогревании его до температуры + 5-8 0 С. Это обеспечит необходимый прогрев машине и предотвратит развитие коррозии металла.

  • котел;
  • радиаторы;
  • магистраль подачи горячей воды и отвода остывшей.

Задача котла – нагревать воду, которая движется по трубам к отопительным батареям. Остывшая жидкость по обратному ходу возвращается в котел и схема зацикливается.

Плюсы и минусы отопления гаража водой

Теплое помещение для автомобиля избавляет его от коррозии, шелушения краски, замерзания смазки. Отопление в гараж с водяным контуром создает оптимальные условия хранения.

Специалисты часто оспаривают преимущества и недостатки теплого помещения для авто. Бытует мнение, что в отапливаемом гараже зимой снег накапливается на днище и стенках, а при таянии вызывает коррозийные изменения металла.

В любом случае в отапливаемом помещении автовладельцу комфортнее производить обслуживание и ремонт друга на колесах. Некоторые автовладельцы включают обогрев только на время ремонтных работ, а сам автомобиль хранится в неотапливаемом помещении.

Зная достоинства и недостатки, автовладелец самостоятельно принимает решение, как хранить свою машину.

Схемы водяного отопления в гараже

На этапе проектирования цепи определяют диаметр труб. Чем его значение больше, тем эффективнее будет обогрев.

Термостат увеличивает или уменьшает подачу горячей воды в зависимости от площади отапливаемого помещения

Далее рассчитывают необходимое количество радиаторов для прогрева помещения. На этапе проектирования определяют примерные затраты на топливо. Выбор останавливают на более дешевом и доступном виде энергии.

Выделяют 2 вида отопительной системы: однотрубная и двухтрубная

Схема водяного отопления состоит из котла, труб и радиаторов.

Красные трубы – магистраль подачи, синие – магистраль обратки

Нагретая в котле вода по трубам поступает в отопительные батареи, металл прогревается, передавая тепло воздуху, который отапливает помещение. Остывшая в радиаторах вода по трубам возвращается в котел и нагревается. Это беспрерывный цикл.

Водяное отопление наиболее экономичное для прогрева гаража

В частном доме имеется возможность объединить систему обогрева гаража и дома в один контур, установив переключатель который выключает отопление в гараже. Такой вид наиболее бюджетный

Магистраль подачи и обратного хода располагают под уклоном

Единую систему обогрева специалисты рекомендуют устанавливать в случаях, если гараж располагается от дома на расстоянии, не превышающем 40 м.

Отопительная система 2-го этажа помещения, на котором обустроена мастерская, предусматривает последовательное расположение радиаторов

Гравитационная схема включает в себя:

  • расширительный бак;
  • котел;
  • магистральные трубы;
  • радиаторы.

В гравитационной системе вода подается к радиаторам по стоякам Для гаража целесообразно обустраивать автономное отопление, если он удален от дома, в этом случае затраты на материалы увеличиваются Вместо радиаторов для отопления гаража можно использовать трубы диаметром от 5 до 10 см В ангаре можно обустроить теплый пол, снабдив его переключателем В гаражном кооперативе обустраивают комплексное отопление

Способы водяного отопления гаража

Выбор топлива существенно влияет на схему отопления в помещении. Следует учитывать периодичность работы цепи. Если гараж находится далеко от дома и ежедневно не отапливается, то при сильных заморозках трубы и радиатору могут разорваться. На этапе проектирование следует тщательно продумать тип котла и вид топлива.

Существует несколько разновидностей топлива:

  • газ;
  • твердое топливо (уголь, дрова);
  • жидкое топливо (отработанное техническое масло);
  • электроэнергия.

Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности.

Водяное отопление в гараже без электричества

Наиболее распространенное топливо в частном секторе – газ. Достоинство этого вида в невысокой стоимости и доступности. Газовое отопление не требует постоянного наблюдения. При бесперебойной подаче газа, обеспечен непрерывный обогрев.

Однако если газопровод не проходит по местности, в которой расположена постройка, выбирают другой вид топлива, т. к. провести газовую ветку очень дорого.

Газовый котел для автономного отопления – недешевое удовольствие, особенно если речь идет об отоплении гаража

Жидкое топливо относится к малобюджетному виду. Большим недостатком такого варианта обогрева является необходимость наличия места для хранения отработанного масла. Потребуется большое количество бочек или канистр и место, где можно хранить все запасы. Это пожароопасно.

При наличии котла для жидкого топлива необходимо постоянно следить за его уровнем наполнения, поэтому придется часто наведываться в гараж, чтобы трубы отопления не разорвались

Твердотопливный котел поможет обустроить водяное отопление в гараже на дровах, угле, мусоре или прессованных брикетах. Этот вариант подойдет, если в ангар хозяин сможет наведываться ежедневно и подбрасывать порцию в топку. Ведь в гараже достаточно обеспечить плюсовую температуру, сильно прогревать помещение не нужно. Если своевременно не подбросить новую порцию топлива, система может промерзнуть, а трубы разорваться.

Твердотопливный котел требует постоянной порции топлива, иначе система остынет

Для ангара можно обустроить водяное отопление при помощи буржуйки. Эта печь рассчитана на помещение площадью до 30 м 2 .

Водяное отопление в гараже от электричества

Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы водяного отопления в помещении. Не требуется проведения дополнительной магистрали и наличия складской территории для размещения топлива.

Электрический котел обеспечивает надежность и комфорт, не требует дополнительного обустройства дымохода и подвода

Достоинства электрического котла:

  • компактность;
  • надежность;
  • не требует обустройства подвода;
  • не требует строительства дымохода;
  • прибор оснащен системой безопасности: в случае перегрева система отключится;
  • может работать от аккумулятора при аварийном отключении;
  • при аварийном отключении электроэнергии, котел сам включится в работу.

Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, выбор этой схемы обогрева оптимален, т. к. в помещении достаточно прогреть воздух до плюсовой температуры, а топлива потребуется немного.

Виды водяного отопления гаража

Водяное отопление в гараже без насоса можно обустроить при помощи гравитационной системы обогрева.

Выделяют 2 схемы:

  • однотрубное;
  • двухтрубное.

Однотрубное водяное отопление в гараже

Водяное отопление в гараже от печки обустраивают при помощи однотрубной схемы. Эта схема обеспечивает последовательный проход теплоносителя по радиаторам и возвращение в котел.

Однотрубная система теплоснабжения проста в монтаже и не обеспечивает равномерный нагрев радиаторов

Значительным минусом однотрубной схемы является неравномерное распределение тепла. Первые радиаторы будут значительно теплее, чем последние. Специалисты утверждают, что эта проблема остро стоит в многоэтажных постройках и менее заметна в одноэтажных помещениях.

Читайте также:
Ремонт стен – основные рекомендации, описание работ и особенности ремонта своими руками (95 фото)

Двухтрубное водяное отопление в гараже

В ангаре большой площадью специалисты рекомендуют устанавливать водяное отопление по двухтрубной схеме. Первая труба нагнетает подачу к радиаторам прогретого теплоносителя. Вторая отводит обратно в котел отработанную жидкость из батарей.

Двухтрубная система обеспечивает равномерное распределение теплоносителя по всем радиаторам

Температура радиаторов будет однородной, что обеспечит равномерное нагревание воздуха. Недостаток такой схемы – сложный монтаж и большое количество труб и запорных элементов, что увеличивает ее стоимость.

Как сделать водяное отопление в гараже

Обустройство водяного отопления от буржуйки в гараже целесообразно, если площадь не превышает 30 м 2 .

Для установки системы потребуются:

  • печь или котел;
  • чугунные радиаторы;
  • металлические трубы диаметром 5-10 см для обустройства магистрали;
  • запоры, винты, крепежные элементы.

Количество радиаторов и секций в них определяют, исходя из отапливаемой площади постройки и предполагаемого расхода топлива. Стандартная формула: на 1 приходится 100 Вт. Расчеты на 20 м 2 : 100*20=2000 Вт. На упаковке указан индекс теплоотдачи 1 секции, например, для чугуна – 120 Вт. 2000/120= 16,67 секций. Эта формула применяется для обогрева жилой комнаты. Прогревать гараж до температуры 20 0 С не требуется, поэтому все расчеты специалисты советуют делить на 2. Для помещения площадью 20 м 2 потребуется 16,67/2=8,33 секций. Значение округляют в большую или меньшую сторону.

В процессе монтажа металлические трубы собирают в систему при помощи сварочного аппарата, а пластиковые при помощи паяльника. Для естественной циркуляции теплоносителя трубы располагают под уклоном.

Схема водяного отопления предполагает наличие расширительного бачка. Его обустраивают из канистры или другой пластиковой или металлической емкости. В верхней части бак снабжен отверстием ля подлива теплоносителя, т. к. жидкость нагревается и испаряется.

Котел устанавливают на постоянное место и подводят трубы

Устанавливают котел. К нему подводят трубы и при необходимости дымоотвод.

Котел устанавливают на постоянное место и подводят трубы

Радиаторы подвешивают на крепежи, равномерно распределяя по периметру помещения. Расстояние от пола составляет не менее 15 см. Между стеной и батареей оставляют зазор 5 см.

Радиаторы подвешивают к стене и подводят магистральные трубы

При помощи магистральных труб всю конструкцию соединяют в единую схему. Во время сварки или пайки труб специалисты рекомендуют обращать внимание на качество швов. Цепь заполняют теплоносителем и включают для проверки.

Техника безопасности

Схема водяного отопления в гараже должна работать надежно и безопасно. Для этого необходимо соблюдать технические требования:

  1. Не рекомендуют хранить горючие вещества.
  2. Схему необходимо снабдить защитой блокировки на случай возникновения аварийного отключения системы.
  3. Перепады температуры не должны сказываться на работе оборудования.
  4. Система должны быть автономной.

Заключение

Схемы водяного отопления в гараже помогают выбрать систему для монтажа оборудования. Заполненная антифризом цепь даже в лютые морозы в аварийных случаях не повредит оборудование.

Отопление в гараже: выбираем самый экономный способ

  1. Особенности
  2. Что нужно учесть?
    • Утепление
    • Вентиляция
  3. Пожарная безопасность
  4. Виды отопления
  5. Советы по выбору
    • Преимущества и недостатки газа
    • Электроподогрев

Современный ритм жизни диктует свои условия, и автомобиль уже давно превратился из роскоши в абсолютно необходимого помощника. Конечно, далеко не у каждого автовладельца имеются средства и возможности для хранения автомобиля в личном автономном гараже, однако, те счастливчики, которые могут похвастаться наличием такового, не раз задавались вопросом, как сделать гараж более уютным и теплым в зимний период.

Особенности

Прежде чем обустраивать систему отопления гаража, необходимо понять, что это помещение не является жилым – оно предназначено для хранения автомобиля и обеспечения комфортных условий по его обслуживанию и мелкому ремонту при возникновении такой нужды. В гараже не должно быть слишком жарко и влажно, но и низкая температура тоже не приветствуется. Ведь когда «железный конь» требует починки, не особо приятно выполнять ее при минусовой температуре.

Многие автолюбители хранят в гаражных помещениях инструменты, тосол, моторные масла, топливо, а некоторые обустраивают целые стеллажи для хранения солений, садового инвентаря и других вещей, которым не нашлось места в квартире. Поэтому, чтобы все эти вещи не пропитались автомобильным выхлопом и не испортились от перепада температур, особенно в зимнее время, необходимо не только наладить систему отопления, но и продумать вентиляцию помещения.

Что нужно учесть?

Ниже представлены нехитрые правила, следуя которым можно подобрать оптимальный способ обогрева и проветривания гаража:

  • машина должна за короткие сроки высыхать в помещении и оставаться таковой, так как излишняя влажность воздуха приводит к коррозии кузова и порче остальных элементов, не говоря уже о возникновении грибка и плесени на стенах строения;
  • в гараже должна поддерживаться постоянная средняя температура воздуха, без резких колебаний;
  • система отопления гаражного помещения должна быть безопасной и экономичной;
  • чем проще будет ее конструкция, тем лучше.

Утепление

Сразу стоит отметить, что не нужно стараться превратить гараж в квартиру. В стране с таким климатом, как у нас, где зимы суровы, резкий перепад температуры при выезде на улицу может навредить автомобилю даже больше, чем постоянное нахождение на ней. Поэтому к утеплению гаража стоит относиться без фанатизма, но с должным вниманием.

Теплоизоляция гаражных помещений бывает двух типов: внешняя и внутренняя. Однако не все конструкции можно обить изолятором снаружи, так как этому могут воспрепятствовать другие постройки, находящиеся поблизости.

Существует 5 способов выполнения внутреннего утепления гаражной постройки:

  • При помощи пенопласта. Материал обладает некоторыми достоинствами, первое из которых заключается в легкости конструкции и неспособности повредить стенки помещения, так как он крепится к ним при помощи дюбель-гвоздей или обычного строительного клея. Пенопласту очень легко можно придать нужную форму простым кухонным или канцелярским ножом. Также на пенопласте не растет грибок и плесень, ему не страшна повышенная влажность и мелкие вредители, вроде жучков-древоточцев и мышей. Дополнительно стоит упомянуть, что материал долговечен, стоит довольно дешево, поэтому он является практически оптимальным утеплителем для нежилого помещения.

Однако такой материал имеет и недостаток: он довольно горюч. Но сейчас на рынке есть его разновидности, содержащие антипирен, благодаря которому этот минус самоустраняется.

  • При помощи минерального стекловолокна. Стекловата также является неплохим вариантом для внутреннего утепления гаража. Она обладает пониженной теплопроводностью, «дышит» и не горит. Но подходит такой материал только для довольно больших помещений, так как для его крепления к стенам нужно подготовить каркасное сооружение, что займет немало места (отступ от каждой стены получится более 10 см). Кроме того, стекловата подвержена намоканию, из-за чего она теряет свое умение хранить тепло.
Читайте также:
Потолочная Акустика: Виды, Плюсы, Минусы, Варианты Установки

  • При помощи «тёплой» штукатурки. По своей консистенции этот материал сходен с простой штукатуркой, однако состав его несколько иной: вместо песка используется пенопластовая крошка, древесная стружка, керамзитовые частички. Такая штукатурка имеет неплохие теплоизоляционные свойства, легко наносится и не требует установки каркаса. Однако она довольно долго сохнет, и толщина ее нанесения не может превышать 5 см, в противном случае штукатурка может потрескаться и отвалиться.

  • При помощи специальной краски-теплоизолятора. В последнее время все чаще для утепления гаражных помещений стали использовать краску, обладающую удивительными свойствами: способностью отражать и удерживать тепло. Ее слой толщиной в 0,01 см равен по эффективности 5 см стекловаты. Теплоизоляционная краска не требует создания сложных конструкций для ее использования, не уменьшает площадь помещения, не горит, не подвержена порче от повышенной влажности и очень проста в нанесении. Единственным ее недостатком является довольно высокая цена и повышенный расход.

  • При помощи теплоотражающего изоляционного материала. Это, пожалуй, самый современный и наиболее подходящий способ утепления гаражного помещения. Суть его заключается в покрытии стен двумя разными материалами. Сначала нужно нанести слой изолятора, например, пенопласта или стекловолокна, толщиной не более 5 см. Уже на этот материал крепятся листы алюминиевой фольги или полипропиленовой пленки. Выполнять это необходимо при помощи тепловой сварки. Такая конструкция удерживает тепло путем его отражения и хранения во внутреннем слое теплоизолятора.

Преимуществ у последнего метода довольно много: огнеупорность, малая масса и толщина, звуконепроницаемость, влагостойкость, экологичность. Из минусов можно отметить только один: со временем на фольгированных листах может появиться ржавчина.

Вентиляция

Одним из важнейших условий обустройства гаража является оборудование качественной вентиляционной системы. При плохом воздухоотводе в помещении может повыситься уровень углекислого газа, что может привести к обмороку и кислородному голоданию мозга, а в худшем случае и к летальному исходу.

Существует три способа обеспечения вентиляции воздуха в гаражном помещении:

  • Естественный воздухообмен. В этом случае формируется минимум два отверстия, через которые воздух циркулирует. Этот метод чаще всего используют автовладельцы, так как его воплощение стоит недорого, он прост в монтаже и эксплуатации, а также не требует подключения к электросети.
  • Искусственное вентилирование помещения. Для его осуществления требуется установка специального оборудования для обеспечения притока и оттока воздушных масс. Это чрезвычайно затратный способ, который зависит от наличия стабильного энергоснабжения, поэтому мало тех владельцев, кто им пользуется.
  • Комбинация первого и второго способа. В этом случае воздух проникает в помещение естественным путем, а выходит принудительно или, наоборот. Конечно, и здесь требуется подключение к электричеству, но также есть возможность регулирования поступления и обновления воздушных масс.

При создании проекта вентиляционной системы гаража необходимо учитывать такие нюансы, как его параметры (длина, ширина и высота), количество размещаемых в нем автомобилей и вид их топлива (бензин, дизель или газ). На чертеже нужно обозначить точки расположения отверстий для входа и выхода воздуха, указать их диаметр. Если в гаражном помещении имеется подполье, то для него должна быть предусмотрена автономная система вентиляции.

Расчет необходимого диаметра вентиляционных отверстий довольно прост: на обдув 1 кв. м помещения требуется 15 кв. мм диаметра воздуховодной трубы. То есть если гараж имеет площадь 18 кв. м, то ему нужны два отверстия с диаметрами 270 мм (18х15=270).

Расположение воздуховодов также очень важно. Труба для притока воздуха должна находиться на расстоянии 30 см над полом, ее наружную часть необходимо защитить проволочной сеточкой и «зонтиком» во избежание закупорки мусором, проникновения насекомых и мышей. Трубу же для вытяжки рекомендуется монтировать высоко – она должна подниматься над крышей гаража на 40-60 см. С внешней стороны этот воздуховод также прикрывается «зонтиком» и защищается сеткой.

Расстояние между этими трубами для наилучшей вентиляции помещения должно составлять 3 мм. Следует минимизировать эксплуатацию бытовой техники.

Пожарная безопасность

Конечно, ни для кого не секрет, что гаражные помещения, помимо выполнения своей основной функции по хранению и сбережению автомобиля, нередко служат хранилищами для различного хозяйственного инвентаря, запчастей, старой бытовой техники и прочих вещей, которым не нашлось места в квартире. И это, на самом деле, не является хорошим моментом, ведь любые залежи и нагромождения могут послужить препятствием при тушении пожара, а также неплохим горючим материалом для огня.

Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться для обеспечения пожарной безопасности гаражных помещений. Речь о них пойдет ниже.

  • Не стоит превращать гараж в хранилище ненужных вещей. Необходимо иметь возможность спокойно перемещаться по гаражу, без преодоления препятствий и опасности споткнуться о какую-либо вещь. Расстояние от стены до автомобиля должно составлять от 60 см с каждой стороны.
  • При утечке горючей жидкости или масла следует убрать его при помощи песка.
  • Не стоит заправлять машину в гараже. Авто в этом случае должно находиться вне помещения.
  • Следует запастись огнетушителем и ящиком с песком. Также нужно держать в гараже несколько канистр с водой.

  • Не стоит оставлять в помещении автомобиль с открытым бензобаком, а также в том случае, если имеется протечка топлива или масла.
  • Не нужно хранить в таком помещении бензин или дизельное топливо свыше 20 л и моторное масло свыше 5 л. То же самое касается пустых емкостей из-под них.
  • Запрещено в помещении проводить лакокрасочные работы, промывать запчасти бензином, керосином или ацетоном.

Необходимо регулярно осматривать электрическую проводку, изолировать все провода. Нужно использовать только качественные системы освещения.

Виды отопления

Для начала необходимо сделать небольшое уточнение: любая система отопления, даже самая современная, не будет работать без предварительной теплоизоляции стен и избавления от щелей и зазоров. Лишь тогда, когда будет проведена предварительная подготовка и решены все вышеупомянутые вопросы, стоит начинать работу по установке отопительной системы.

Вариантов таких систем существует несколько, и они классифицируются по следующим признакам:

  • в зависимости от типа теплоносителя отопление бывает водяным и воздушным;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: